Трилогия бартимеуса. «Трилогия Бартимеуса. Весёлый фэнтезийный цикл» Джонатан Страуд Скачать трилогию джонатан страуд трилогия бартимеуса
А. Хромова
2003 - 2005, 2010
Действие книг происходит в Англии, помещенной в некую сказочную, магическую реальность, где волшебники управляют миром посредством духов (демонов, как волшебники их называют). В первой книге повествование идёт от лица Натаниэля (в 3 лице) и Бартимеуса (в 1 лице), позднее, во второй и третьей книгах к ним присоединяется Китти Джонс (повествование ведется в 3 лице), а также во второй книге один эпизод описан глазами фолиота Симпкинса (в 3 лице).
Джонатан Страуд
Джонатан Страуд родился в английском городке Бедфорде . Позднее вместе с семьей переехал в Сент-Олбанс. После колледжа решил заняться писательством. На данный момент в России изданы следующие его книги: «Трилогия Бартимеуса», «Тайный Огонь», «Победители чудовищ», «Последняя осада» и «Кольцо Соломона» (ещё одна история о Бартимеусе).
Амулет Самарканда
Первая часть фэнтезийной «Трилогии Бартимеуса». Вышла в 2003 году. Именно этот роман принес писателю известность.
Глаз Голема
Вторая книга из «Трилогии Бартимеуса». Роман вышел в Европе в 2004 году. На русском языке был издан впервые в 2005 году.
Краткое содержание
Натаниэлю уже 14, он работает в министрестве внутренних дел, и ему благоволит сам премьер-министр. Но нападения «Сопротивления» - группы радикально настроенных против правительства волшебников простолюдинов - становятся все разрушительнее. А ведь именно в полномочиях его министерства они находятся. Карьера Натаниэля под угрозой, и ему ничего не остается как снова обратиться за помощью к Бартимеусу. Они снова заключают договор: Бартимеус обещает не раскрывать истинного имени Натаниэля, а тот в свою очередь обещает не посылать его на войну в Америку. Натаниэль знаком с методами «Сопротивления» и подозревает, что последние разрушительные атаки не имеют к нему никакого отношения (он даже сам встречался с их членами в 1 книге). Бартимеус вместе с другими духами заступает в дозор. Он был при нападении на Британский музей и стало ясно, что разрушения творит голем - глиняный великан, управляемый магией, широко распространенный во времена Пражской империи, с падением которой тайна их создания была утеряна. Натаниэль с Бартимеусом едут в Прагу и находят там Кавку - волшебника, который воссоздал заклинание голема. К сожалению, он погиб и не сумел им сообщить имя своего нанимателя. Натаниэль и Бартимеус возвращаются в Лондон. А в это время «Сопротивление» продолжает действовать. Это группа простолюдинов, которые обладают необычными способностями: устойчивостью к магическим атакам, способностью видеть насковь иллюзии и т. д. Они совершают дерзкое преступление: пробираются в гробницу Глэдстоуна - основателя Британской империи - решив похитить находящиеся там магические вещи. Среди них и Китти Джонс. Но их схватывает африт Гонорий, заключенный в костях Глэдстоуна и оставленный им защищать его сокровища, особую ценность среди которых имеет Посох Глэдстоуна. Его очень хотел получить таинственный покровитель «Сопротивления». Африт убил почти всех - удалось бежать только Китти, вместе с посохом, и Николасу Дру, который бросил своих товарищей. Для того, чтобы поймать Китти и получить посох, Натаниэль берет в заложники её лучшего друга Якоба Гирнека. Бартимеус находит Китти и переносит в условленное место, куда вскоре вместе с Якобом должен был прийти Натаниэль. В это время между ними состоялся разговор, который произвел большое впечатление на обе стороны. Прибывает Натаниэль, но, получив посох, он нарушает данное Китти слово и собирается её арестовать. Но в это время появляется африт Гонорий, охотящийся за Китти, сразу после него голем. Гонорий пытается сразить голема, но был им уничтожен. Чтобы защититься Натаниэль пытается активировать посох, но тот неправильно срабатывает, и он теряет сознание. Китти собирается сбежать вместе с Якобом, но, видимо, пожалев Натниэля, она вытаскивает заклинание изо рта голема, тем самым обезвреживая его, а после уходит. Когда Натаниэль очнулся, Бартимеус сказал ему, что Китти мертва. Голем приходит к своему хозяину. Им оказался шеф полиции Генри Дюваль. Он говорил и о других заговорщиках, но во время конвоирования в свою камеру, находясь на шестом этаже, обернулся волком и прыгнул в окно. Он разбился насмерть. Натаниэль отпускает Бартимеуса. В последней главе Китти отправляет Якоба за границу, а сама, невзирая на опасность остается в Лондоне.
Врата Птолемея
Третья книга трилогии. В Великобритании вышла в 2005 году, а осенью 2006 вышла на русском языке.
Краткое содержание
Британская империя балансирует на краю гибели: война с Америкой сильно ослабила страну, простолюдины, недовольные диктатурой волшебников, возмущаются, устраивают забастовки и восстания, постоянно происходят нападения из других стран. Натаниэлю 17 лет, но он уже министр информации и входит в правящий Совет. Он продолжает охотиться за Хопкинсом, который был причастен к преступлениям Дюваля. Бартимеус ослабел за долгие годы службы ему, но он отправляет его проследить за ним. Бартимеус нашел Хопкинса, а также наткнулся на таинственных заговорщиков, которые хотят свергнуть правительство, но сам едва не погиб, сбегая от преследователей, и по пути случайно освободил могущественного демона, который разрушил здания в городе. Натаниэль отпустил его, чтобы он восстановил силы, отказавшись расспросить сразу же, чем убил бы его. Его карьера под угрозой, и в этот момент он узнает, что Китти Джонс жива. После побега она осталась в Лондоне и стала работать на волшебника, фактически стала его ученицей, чтобы вызвать Бартимеуса и поговорить с ним, так как мечтала о совместных действиях духов и простолюдинов против волшебников. Когда Натаниэль его отпустил, она вызвала его, но ничего не смогла от него добиться. Натаниэль снова вызывает Бартимеуса и приказывает ему и другим своим духам схватить Хопкинса. Духи прибывают, но все уничтожаются Хопкинсом, тут Бартимеус обнаруживает, что в теле Хопкинса находится его старый приятель джинн Факварл, который давно пытается бороться за свободу духов. Хопкинс призвал его в свое тело, так как считал возможным завладеть силой джинна, но Факварл вытеснил его разум и сам стал хозяином. Он заключает Бартимеуса в чашу из серебра (которое смертельно для духов) и оставляет умирать. В это время Натаниэль едет к Китти, но не для того, чтобы арестовать её, а просто для того, чтобы поблагодарить и спросить, почему она это собственно сделала. Во время их разговора их находит драматург Мейкпис и вынуждает прийти на свою пьесу. Там присутствует все правительство, и Мейкпис совершает переворот с помощью мелких волшебников, захватывая все правительство. Он пытается привлечь на свою сторону и Натаниэля. Именно Мейкпис был организатором того плана, по заключению духов в тела волшебников. Он участвовал и в заговоре Лавлейса и Дюваля, он был таинственным покровителем «Сопротивления». Но он не знает, что Факварл захватил тело Хопкинса. Он и его сообщники вселяют в свои тела духов, а Мейкпис - особенно сильного Ноуду. Духи вскоре захватывают тела волшебников и начинают организовывать свою армию. Натаниэль и Китти пытаются бежать, но оказываются схвачены. Натаниэль вызывает своих духов, но все они были убиты Факварлом, и на его зов является только полуживой Бартимеус. Натаниэль отпускает его. Он вскоре тоже должен будет вселить в себя духа, а Китти станет служанкой, так как Бартимеус попросил оставить их в живых. Им удается бежать, Натаниэль отправляется за посохом Глэдстоуна, а Китти решила отправиться а Иное Место и снова просить помощи у Бартимеуса. Они собираются вместе, чтобы остановить демонов. Бартимеус вселяется в тело Натаниэля, наделяя его своим могуществом, но не уничтожая разум. Они вместе, используя посох, начинают истреблять демонов. Но главный демон Ноуда слишком силен, он поглощает энергию посоха и ранит Натаниэля. Натаниэль решает использовать полную мощь посоха, он взрывается, и Ноуда погибает, Натаниэль тоже погибает, перед этим отпустив Бартимеуса. Китти остается жива. После этого организуется новое правительство, состоящее из волшебников и простолюдинов.
Кольцо Соломона
Четвёртая книга, являющаяся приквелом к трилогии Бартимеуса. Книга вышла в 2010 году. Русская версия вышла зимой 2011.
Краткое содержание
Год 960 до н. э. Израильский Царь Соломон правил своей империей из Иерусалима с помощью волшебного кольца невероятной силы. Среди многих рабов духов на службе царя и его магов был джинн Бартимеус, дух с особой хитростью, саркастическим остроумием, и беспрецедентной репутацией за дерзость. После строительства неудачного проекта, Бартимеус отправляется в пустыню, чтобы выследить группу бандитов, которые атакуют пути торговли Соломона , и в процессе сталкивается с девушкой Асмирой, состоящей на службе Царицы Савской . Вскоре после этого, она неохотно тянет джинна в, казалось бы, суицидальные миссии: убить Соломона и украсть его кольцо.
Персонажи
Духи
- Бартимеус - джинн. Другие имена: Нехо, Рехит, Ваконда алгонкинов, Сакар-аль-Джинни и Серебряный Пернатый Змей. Достаточно силен, имеет очень хорошее чувство юмора. Любимое воплощение - облик Птолемея - его старого друга и хозяина. Бартимеус уважает сильных личностей, именно поэтому с ним сумели близко сойтись Китти и Натаниэль, а до этого Птолемей. Несмотря на весь свой сарказм верил в возможность совместной работы духов и людей.
- Факварл - джинн, старый приятель и соперник Бартимеуса. Служил Лавлейсу, но после его смерти был заключен в шкатулке на дне моря. После его освободил Хопкинс вселил в свое тело, лелея мысли о могуществе, Факварл вытеснил его разум. Он подговорил других духов сделать то же самое, чтобы отомстить людям. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем. Всегда пытался бороться за свободу духов. Любимое воплощение - толстяк-повар.
- Ноуда - могущественый демон вне категорий. Очень жестокий и кровожадный. Был вселен в тело Мейкписа. После был уничтожен Бартимеусом и Натаниэлем.
- Джабор - джинн, старый знакомый Бартимеуса и Факварла. Служил вместе с Факварлом Лавлейсу. Во время вызова Рамутры стражался с Бартимеусом, но был затянут в воронку. Любимое воплощение - человек с красной кожей и головой шакала.
- Квизл - джиннша, старая подруга Бартимеуса, с которой он работал в Праге. Была рабой Ффукса. Была убита големом во время его нападения на Британский музей.
- Шубит - джинн (в 3 книге упоминается как африт) на службе у Джессики Уайтвелл. Любимое воплощение - медведь. Расторопный слуга. Освободился от рабства после убийства Джессики Ноудой.
- Немиадес - джинн на службе у Тэллоу. Любимый облик - зелёная обезьяна. По приказу хозяина атаковал Чёрной Молотилкой Китти и Якоба, от чего лицо и руки у Якоба покрылись пепельными полосами, а Китти обнаружила в себе устойчивость к магии.
- Гонорий - африт Глэдстоуна, заключенный в его костях для того, чтобы охранять гробницу хозяина от посягательств. От долгого заключения сошел с ума. Уничтожен во время суицидальной попытки прыгнуть на голема, по предположению Бартимеуса, африт давно хотел обрести покой и нашел оригинальный выход.
- Наэрьян - афритша, старая знакомая Бартимеуса. Он познакомился с ней в Африке, во время походов Сципиона, позднее они вместе работали в Константинополе. Любимый облик - иссиня-черный торс, три огненных глаза и множество паучьих лап. Присоединилась к Факварлу, вселилась в тело Клайва Дженкинса. Была убита Бартимеусом и Натаниэлем.
- Аскобол - джинн на службе у Натаниэля. Любимый облик - циклоп в шотландской юбочке с двумя русыми косичками. Постоянно насмехался над Бартимеусом, на что тот отвечал тем же. Льстил и пресмыкался перед Натаниэлем. Был убит Факварлом.
- Кормокодран - джинн 3 уровня на службе у Натаниэля. Любимый облик - человек-вепрь с клыками и копытцами, выкрашенными синей вайдой. Долгое время служил в Ирландии, в эпоху кельтских сумерек. Унылый и неразговорчивый. Был убит Факварлом.
- Мвамба - джиннша на службе у Натаниэля. Долгое время работала в племенах абалуйя на востоке Африки. По словам Бартимеуса, ветрена и взбалмошна, как бабочка. Была убита Факварлом.
- Ходж - джинн на службе у Натаниэля. В принимаемом облике обязательно присутствуют шипы и вонь. Вместе с Аскоболом подшучивал над Бартимеусом. Был убит Факварлом.
- Симпкин - фолиот, раб Шолто Пинна. Работал в магазине, в первой книге помог схватить Бартимеуса, во второй - был убит во время нападения голема на магазин его хозяина. За годы рабства настолько свыкся со своей ролью, что даже не желал себе иной доли и служил по доброй воле.
Волшебники
- Натаниэль (Джон Мэндрейк) - волшебник. Жизненный путь именно этого персонажа от самого детства до зрелости прослеживается на протяжении всей трилогии. Характер его тоже претерпевает сильные изменения от книги к книге. Он честолюбив, но справедлив и действует только в соответствии со своими принципами, не лишен проблесков совести и долга, всегда старается действовать на благо своей страны.
Его судьба так и осталось неизвестной. Трилогия обрывается на месте, где Натаниэль снял сковывающие заклинания с посоха и тот взорвался. Читатели сами могут придумать его судьбу. Можно предположить, что он погиб.
- Руперт Деверокс - премьер-министр Британской империи, глава Совета, в 3 книге исполнял обязанности шефа полиции. В молодости был весьма сильным лидером, его харизма вдохновляла Натаниэля, когда он был мальчиком, но к старости боязнь потерять власть привела к паранойе, стал опасен и мстителен, абсолютно бездеятелен и ничего не делал ради блага империи. Очень любил пьесы драматурга Квентина Мейкписа, вследствие чего тому и удалось провести переворот. Во время Восстания Духов в него вселился дух. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Карл Мортенсен - министр обороны. Выступал за объявление войны Америке, и именно его стратегии придерживалась Британия в ведении войны. Предположительно, в него вселился демон, и он был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Хелен Малбинди - министр иностранных дел. По натуре человек мягкий и податливый, но склонна к бурным истерикам и вспышкам гнева. Поддерживала политику объявления войны Америке. Во время Восстания Демонов в неё вселился дух. Была убита Бартимеусом и Натаниэлем.
- Джессика Уайтвелл - одна из самых сильных и могущественных волшебниц Британии. Занимала пост министра госбезопасности. Тощая и бледная, со светлыми волосами. Все свои силы отдавала на улучшение положения империи. Была наставницей Натаниэля. Строгая, холодная и жесткая. Предпочла не вселять в свое тело духа и была убита при попытке бегства демоном Ноудой.
- Брюс Коллинз - последний министр внутренних дел. Смуглый, круглолицый, вспыльчивый коротышка. Предположительно, в него вселился демон, и он был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Джейн Фаррар - молодая привлекательная (чем любит воспользоваться) волшебница, помощница шефа полиции сначала Генри Дювала, затем Руперта Деверокса. Некоторое время нравилась Натаниэлю и была то его соперницей, то союзницей, но в конце концов отвернулась от него. Умная, изворотливая и властолюбивая. Пропала, когда пыталась остановить Восстание Духов. Предположительно, была убита одним из демонов.
- Квентин Мейкпис - честолюбивый драматург, фаворит премьер-министра, давно вынашивающий планы свержения действующей власти. Участвовал в заговоре Лавлейса, Дюваля. Вселил в себя демона Ноуду, который после уничтожил его разум. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Гарольд Баттон - волшебник и собиратель книг. М-р Баттон отличался от остальных волшебников тем, что совсем не стремился к власти, а лишь к знанию. Его целью было создание полного списка всех духов. При вызове марида потерял ногу. Китти устроилась к нему помощницей, и он фактически стал её наставником. Немного ворчлив. Любит чай.
- Шолто Пинн - владелец магазина магических товаров. Его магазин во 2 книге был разрушен големом. Был пленен во время переворота Мейкписа. Дальнейшая судьба неизвестна.
- Клайв Дженкинс - волшебник низкого уровня, из-за недовольства своей участью присоединившийся к заговору. Работал секретарем в министерстве внутренних дел. Вселил в себя афритшу Наэрьян, которая уничтожила его разум. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Ребекка Пайпер - молодая волшебница, помощница Натаниэля. Русоволосая девушка. Восхищалась Натаниэлем. После подавления Восстания Демонов возглавила Временный Совет британского правительства, была председетелем среди волшебников.
- Генри Дюваль - шеф полиции. Для увеличения полномочий своего ведомства создал голема, который стал разрушать город, тем самым подрывая авторитет министерства внутренних дел. На самом деле его на это подбил Мейкпис. Когда Китти вытащила заклинание изо рта голема, тот вернулся к своему хозяину на глазах у всего города. Дюваль был арестован, но до начала допроса в виде волка выбросился из окна своей камеры.
- Джулиус Тэллоу - волшебник высокого уровня, возглавлявший министерство внутренних дел во 2 (и вероятно в 1) книге. Серьёзно ранил Якоба Гирнека (Китти уцелела благодаря устойчивости к магии), затем избежал ответственности в суде. Был проглочен афритом из-за ошибки в заклинании - в книге, которую переплетала для него типография Гирнеков, намеренно была допущена ошибка.
- Саймон Лавлейс - сильный волшебник. Хотел свергнуть правительство. Для этого он вызвал могущественного демона Рамутру, защитив себя преждевременно Амулетом Самарканда. Его заговор был раскрыт Бартимеусом и Натаниэлем. Был съеден Рамутрой.
- Руфус Лайм - друг и соратник Саймона Лавлейса, а после и Квентина Мейкписа. Похож на рыбу. После провала заговора Лавлейса прятался во Франции. Вселил в себя духа, который после уничтожил его разум. Предположительно был уничтожен Бартимеусом и Натаниэлем.
- Аманда Кэчкарт - девушка Саймона Лавлейса, в загородном доме которой проходила конференция, на которой Саймон Лавлейс собирался свергнуть правительство, но сама она, вероятно, ничего о заговоре не знала. Предположительно, была съедена демоном Рамутрой.
- Морис Скайлер - наставник Саймона Лавлейса и один из его соратников. Пытался убить Натаниэля, когда тот хотел рассказать о заговоре. Был убит Натаниэлем.
- Артур Андервуд - первый наставник Натаниэля, весьма посредственный волшебник. Работал в министерстве внутренних дел. Ни во что не ставил Натаниэля и считал его ничтожеством, вследствие чего между учеником и наставником не сложились теплые отношения. В детстве преподал Натаниэлю жестокий урок, запустив его в комнату, полную мелкими духами, которые напали на него. Был убит Саймоном Лавлейсом во время дела о Амулете Самарканда.
- Уильям Глэдстоун - основатель Британской империи, сильнейший волшебник, создатель Посоха Глэдстоуна. На магической дуэли победил волшебника Дизраэли. После своей смерти погреб сильнейшие артефакты в своей гробнице, для защиты заточив в своих костях африта Гонория. Был кумиром для Натаниэля.
- Птолемей - волшебник древнего Египта, двоюродный брат царствующей династии, интересовался сотрудничеством людей и джиннов, опробовал «Врата Птолемея» - портал для перехода людей в мир джиннов, написал книгу «Апокрифы», пользуясь которой прошла в Иное место и Китти Джонс. Был убит наемниками-волшебниками, нанятыми его братом.
Простолюдины
- Кэтлин (Китти) Джонс - простолюдинка, участница Сопротивления. Очень сильная личность, никогда не отступающая от своих принципов и чувства справедливости.
- Клем Хопкинс - служащий Британской библиотеки. Обладатель на редкость незапоминающейся внешности и мастер маскировки. Называет себя ученым. Коллега Таинственного Покровителя и советник Сопротивления. Позже оказался заговорщиком в Деле Големов, заговоре Лавлейса и Восстании Демонов. Вселил в себя джинна Факварла, который после уничтожил его разум. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Якоб Гирнек - друг детства Китти Джонс, испытал на себе заклинание Чёрной Молотилки. Во 2 книге Натаниэль использовал его как заложника. После Дела с големом переехал к своим дальним родственникам в Брюгг.
- Т. Э. Пеннифезер - владелец магазина товаров для художников в Лондоне, основатель движения Сопротивления. Обладает довольно высокой устойчивостью к магии. Был убит афритом Гонорием во время ограбления гробницы Глэдстоуна.
- Энн Стивенс - активная женщина сорока лет, второй по важности человек в Сопротивлении. Помимо прочих способностей, она видит насквозь иллюзии волшебных сущностей вроде Бартимеуса. Была убита афритом Гонорием.
- Фред Уивер - высокий прыщавый парень, член Сопротивления. Вместе с коллегой из Сопротивления украл у Натаниэля гадательное зеркало. Был убит афритом Гонорием.
- Стен Хейк - разносчик газет и член Сопротивления, способный впадать в обморочное состояние из-за мерцающего блеска, исходящего из любого предмета, обладающего магической силой. Вместе с коллегой из Сопротивления украл у Натаниэля гадательное зеркало. Был убит афритом Гонорием.
- Николас Дру - простолюдин и политический агитатор. Долгожитель среди представителей Сопротивления и ведущий член Альянса Простолюдинов. Обладает некоторым противодействием к магии. На нём Мейкпис продемонстрировал Натаниэлю вселение демона в тело человека. Дальнейшая судьба неизвестна.
- Розанна Лютьенс - простолюдинка, бывшая учительница Натаниэля по рисованию, обладающая мягким, доброжелательным характером. Была уволена за то, что пыталась заступиться за Натаниэля, когда того третировал Саймон Лавлейс.
- Марта Андервуд - жена Артура Андервуда и близкий друг Натаниэля. Погибла вместе с мужем в собственном доме при инциденте с Амулетом Самарканда.
- Таинственный наемник (Веррок - так обратился к нему Мейкпис) - человек с чёрной бородой, фигурировавший на протяжении всех книг, участник какой-то секты ассасинов. Он служил Лавлейсу (похитил для него Амулет Самарканда, убив его предыдущего хозяина), Дювалю и Мейкпису (сообщался с Кавкой в Праге), а после демонам, вселившимися в тела волшебников. Обладает колоссальной устойчивостью к магии. Носит семимильные сапоги. Был убит Моровым Заклятием, когда преследовал Натаниэля в Хранилище артефактов.
Трилогия в 2006 году стала лауреатом Мифопоэтической премии (англ.) .
Действие книг происходит в Англии, помещенной в некую сказочную, магическую реальность, где волшебники управляют миром посредством духов (демонов, как волшебники их называют). В первой книге повествование идёт от лица Натаниэля (в 3 лице) и Бартимеуса (в 1 лице), позднее, во второй и третьей книгах к ним присоединяется Китти Джонс (повествование ведется в 3 лице), а также во второй книге один эпизод описан глазами фолиота Симпкинса (в 3 лице).
Амулет Самарканда
Глаз Голема
Вторая книга из «Трилогии Бартимеуса». Роман вышел в Европе в 2004 году. На русском языке был издан впервые в 2005 году.
Краткое содержание
Натаниэлю 14 лет и он работает в министерстве внутренних дел, и ему благоволит сам премьер-министр. Натаниэль расследует дело «Сопротивления», горстке простолюдинов, наделенных магическими способностями, взбунтовавшихся против волшебников и ведущих подрывную деятельность. Одновременно с ними на улицах происходят нападения с немыслимыми разрушениями. Совет министров думает, что это дело рук «Сопротивления». Нападения простолюдинов из «Сопротивления» становятся всё разрушительнее и Натаниэль вновь обращается за помощью к Бартимеусу, который вместе с другими духами заступает в дозор. В это время на одного из джиннов нападает неизвестный. Бартимеус следует за ним по пятам и вступает в бой. После боя Бартимеуса с неизвестным, становится ясно, что нападения творит голем . Известно, что для создания голема нужен глаз голема и магический свиток. Узнав, что из места хранения артефактов волшебников такой глаз выкрали, становится понятно, что за этим стоит кто-то из правительства. Остается только узнать где предатель смог найти магический свиток, ведь все данные о создании этих свитков были утрачены со времен взятия Праги Глэдстоуном. За этой разгадкой Натаниэля отправляют в Прагу, историческую родину создания големов, где его ждет один из шпионов Британии. Он хочет помочь Натаниэлю в разгадке и назначает встречу, но ней на них нападают и убивают шпиона. Однако перед смертью он успевает передать Натаниэлю название места и имя предполагаемого создателя свитка голема. Только благодаря Бартимеусу Натаниэль спасается и идёт по указанному адресу, где находит измученного старика, который действительно обладает знанием создания свитков. Создаёт он их не по своей воле. Тут же к ним нагрянул наёмник, бывший на службе у Лавлейса. Натаниэль пытался узнать нового нанимателя наемника, но безуспешно. В этот момент измученный старик разрывает незаконченный магический свиток и погибает. Наемник сбегает, а Натаниэль возвращается в Лондон. Пока его не было в могилу знаменитого волшебника Ульяма Глэдстоуна проникают участники «Сопротивления». Дух, заключённый в костях Глэдстоуна убивает всех участников кроме двоих. Одной из них является Китти Джонс. Натаниэль узнает об этом и идет на соглашение, по которому Китти возвращает ему посох, а он её отпускает. В этот момент на них нападает голем. Натаниэль потерял сознание, не совладав с мощью посоха. Китти же убегает, но в последний момент решается спасти Натаниэлю жизнь. Она вырывает свиток из пасти голема и скрывается. После потери свитка голем возвращается к хозяину через весь город в министерство.
Врата Птолемея
Третья книга трилогии. В Великобритании вышла в 2005 году, а осенью 2006 вышла на русском языке.
Краткое содержание
Натаниэлю 17 лет - он министр информации и входит в правящий Совет. Он охотится за Хопкинсом, который причастен к преступлениям Дюваля. Бартимеус находит Хопкинса, а также таинственных заговорщиков, которые хотят свергнуть правительство, но чудом спасается от них. Бартимеус обнаруживает, что в теле Хопкинса находится его старый приятель джинн Факварл, который давно пытается бороться за свободу духов. Факварл заключает Бартимеуса в чашу из серебра и оставляет умирать.
Мейкпис заманивает всё правительство на свою пьесу, где с помощью мелких волшебников захватывая все правительство. Он и оказывается организатором плана по заключению духов в тела волшебников, участником заговора Лавлейса и Дюваля, и тайным покровителем «Сопротивления». Вскоре духи захватывают тела волшебников и начинают организовывать свою армию.
Натаниэль отправляется за посохом Глэдстоуна, а Китти отправляется в Иное Место, чтобы просить помощи у Бартимеуса. Они собираются вместе, чтобы остановить демонов. Бартимеус вселяется в тело Натаниэля, наделяя его своим могуществом, но не уничтожая разум. Вместе, используя посох, начинают истреблять демонов.
В финальной схватке Натаниэль сражается с главным демоном Ноудой, и при взрыве посоха оба погибают. Натаниэль успевает отпустить Бартимеуса, Китти остаётся жива.
После этого организуется новое правительство, состоящее из волшебников и простолюдинов.
Кольцо Соломона
Четвёртая книга, являющаяся приквелом к трилогии Бартимеуса. Книга вышла в 2010 году. Русская версия вышла зимой 2011.
Краткое содержание
- Руперт Деверокс - премьер-министр Британской империи, глава Совета, в 3 книге исполнял обязанности шефа полиции. В молодости был весьма сильным лидером, его харизма вдохновляла Натаниэля, когда он был мальчиком, но к старости боязнь потерять власть привела к паранойе, стал опасен и мстителен, абсолютно бездеятелен и ничего не делал ради блага империи. Очень любил пьесы драматурга Квентина Мейкписа, вследствие чего тому и удалось провести переворот. Во время Восстания Духов в него вселился дух, который был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Карл Мортенсен - министр обороны. Выступал за объявление войны Америке, и именно его стратегии придерживалась Британия в ведении войны. Предположительно, в него вселился демон, который был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Хелен Малбинди - министр иностранных дел. По натуре человек мягкий и податливый, но склонна к бурным истерикам и вспышкам гнева. Поддерживала политику объявления войны Америке. Во время Восстания Демонов в неё вселился дух, который был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Джессика Уайтвелл - одна из самых сильных и могущественных волшебниц Британии. Занимала пост министра госбезопасности. Тощая и бледная, со светлыми волосами. Все свои силы отдавала на улучшение положения империи. Была наставницей Натаниэля. Строгая, холодная и жесткая. Предпочла не вселять в своё тело духа и была убита при попытке бегства демоном Ноудой.
- Брюс Коллинз - последний министр внутренних дел. Смуглый, круглолицый, вспыльчивый коротышка. Предположительно, в него вселился демон, который был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Джейн Фаррар - молодая привлекательная (чем любит воспользоваться) волшебница, помощница шефа полиции сначала Генри Дювала, затем Руперта Деверокса. Некоторое время нравилась Натаниэлю и была то его соперницей, то союзницей, но в конце концов отвернулась от него. Умная, изворотливая и властолюбивая. Пропала, когда пыталась остановить Восстание Духов. Предположительно, была убита одним из демонов.
- Квентин Мейкпис - честолюбивый драматург, фаворит премьер-министра, давно вынашивающий планы свержения действующей власти. Участвовал в заговоре Лавлейса, Дюваля. Вселил в себя демона Ноуду, который после уничтожил его разум.
- Гарольд Баттон - волшебник и собиратель книг. М-р Баттон отличался от остальных волшебников тем, что совсем не стремился к власти, а лишь к знанию. Его целью было создание полного списка всех духов. При вызове марида потерял ногу. Китти устроилась к нему помощницей, и он фактически стал её наставником. Немного ворчлив. Любит чай. После Восстания Духов вошёл во Временный Совет.
- Шолто Пинн - владелец магазина магических товаров. Его магазин во 2 книге был разрушен големом. Был пленен во время переворота Мейкписа. Дальнейшая судьба неизвестна.
- Клайв Дженкинс - волшебник низкого уровня, из-за недовольства своей участью присоединившийся к заговору. Работал секретарем в министерстве внутренних дел. Вселил в себя афритшу Наэрьян, которая уничтожила его разум. Был убит Бартимеусом и Натаниэлем.
- Ребекка Пайпер - молодая волшебница, помощница Натаниэля. Русоволосая девушка. Восхищалась Натаниэлем. После подавления Восстания Демонов возглавила Временный Совет британского правительства, была председателем среди волшебников.
- Генри Дюваль - шеф полиции. Для увеличения полномочий своего ведомства создал голема, который стал разрушать город, тем самым подрывая авторитет министерства внутренних дел. На самом деле его на это подбил Мейкпис. Когда Китти вытащила заклинание изо рта голема, тот вернулся к своему хозяину на глазах у всего города. Дюваль был арестован. После нескольких допросов в образе волка выбросился из окна своей камеры.
- Джулиус Тэллоу - волшебник высокого уровня, возглавлявший министерство внутренних дел во второй книге. Серьёзно ранил Якоба Гирнека (Китти уцелела благодаря устойчивости к магии), затем избежал ответственности в суде. Был проглочен афритом из-за ошибки в заклинании - в книге, которую переплетала для него типография Гирнеков, намеренно была допущена ошибка.
- Саймон Лавлейс - сильный волшебник. Хотел свергнуть правительство. Для этого он вызвал могущественного демона Рамутру, защитив себя преждевременно Амулетом Самарканда. Его заговор был раскрыт Бартимеусом и Натаниэлем. Был съеден Рамутрой.
- Руфус Лайм - друг и соратник Саймона Лавлейса, а после и Квентина Мейкписа. Похож на рыбу. После провала заговора Лавлейса прятался во Франции. Вселил в себя духа, который после уничтожил его разум и предположительно был уничтожен Бартимеусом и Натаниэлем.
- Морис Скайлер - наставник Саймона Лавлейса и один из его соратников. Пытался убить Натаниэля, когда тот хотел рассказать о заговоре. Был убит Натаниэлем.
- Артур Андервуд - первый наставник Натаниэля, весьма посредственный волшебник. Возглавлял министерство внутренних дел. Ни во что не ставил Натаниэля и считал его ничтожеством, вследствие чего между учеником и наставником не сложились теплые отношения. В детстве преподал Натаниэлю жестокий урок, запустив его в комнату, полную мелкими духами, которые напали на него. Был убит Джабором по приказу Саймона Лавлейса во время дела об Амулете Самарканда.
- Уильям Глэдстоун - основатель Британской империи, сильнейший волшебник, создатель Посоха Глэдстоуна. На магической дуэли победил волшебника Дизраэли. После своей смерти погреб сильнейшие артефакты в своей гробнице, для защиты заточив в своих костях африта Гонория. Был кумиром Натаниэля в первой книге.
- Птолемей - волшебник древнего Египта, двоюродный брат наследника престола, мечтал о сотрудничестве людей и джиннов, придумал и опробовал «Врата Птолемея» - портал для перехода людей в мир джиннов, написал «Апокрифы», пользуясь которыми прошла в Иное место и Китти Джонс. Был убит наемниками-волшебниками, нанятыми его братом.
- Клем Хопкинс - служащий Британской библиотеки. Обладатель на редкость незапоминающейся внешности и мастер маскировки. Называет себя ученым. Коллега Таинственного Покровителя и советник Сопротивления. Позже оказался заговорщиком в Деле Големов, заговоре Лавлейса и Восстании Демонов. Вселил в себя джинна Факварла, который после уничтожил его разум.
Простолюдины
- Кэтлин (Китти) Джонс - простолюдинка, участница Сопротивления. Очень сильная личность, никогда не отступающая от своих принципов и чувства справедливости.
- Якоб Гирнек - друг детства Китти Джонс, испытал на себе заклинание Чёрной Молотилки. Во 2 книге Натаниэль использовал его как заложника. После Дела с големом переехал к своим дальним родственникам в Брюгг.
- Т. Э. Пеннифезер - владелец магазина товаров для художников в Лондоне, основатель движения Сопротивления. Обладает довольно высокой устойчивостью к магии. Был убит афритом Гонорием во время ограбления гробницы Глэдстоуна.
- Энн Стивенс - активная женщина лет сорока, второй по важности человек в Сопротивлении. Помимо прочих способностей, она видит насквозь иллюзии волшебных сущностей вроде Бартимеуса. Была убита афритом Гонорием.
- Фред Уивер - высокий прыщавый парень, член Сопротивления. Вместе с соратником из Сопротивления украл у Натаниэля гадательное зеркало. Был убит афритом Гонорием.
- Стен Хейк - разносчик газет и член Сопротивления, способный впадать в обморочное состояние из-за мерцающего блеска, исходящего из любого предмета, обладающего магической силой. Вместе с соратником из Сопротивления украл у Натаниэля гадательное зеркало. Был убит афритом Гонорием.
- Николас Дру - простолюдин и политический агитатор. Один из двух уцелевших после разграбления гробницы Глэдстоуна членов Сопротивления и ведущий член Альянса Простолюдинов. Обладает некоторым противодействием к магии. Рассказал Натаниэлю о том, что Китти не была убита големом. На Нике Мейкпис продемонстрировал Натаниэлю вселение демона в тело человека. Дальнейшая судьба неизвестна.
- Розанна Лютьенс - простолюдинка, бывшая учительница Натаниэля по рисованию, обладающая мягким, доброжелательным характером. Была уволена за то, что пыталась заступиться за Натаниэля, когда того третировал Саймон Лавлейс. Когда через семь лет Джон Мэндрейк попытался её за это поблагодарить, отнеслась к нему с презрением.
- Аманда Кэчкарт - богатая простолюдинка, девушка Саймона Лавлейса, в загородном доме которой проходила конференция, на которой Саймон Лавлейс собирался свергнуть правительство, но сама она ничего о заговоре не знала. Была съедена демоном Рамутрой.
- Марта Андервуд - жена Артура Андервуда и близкий друг Натаниэля. Погибла вместе с мужем в собственном доме при нападении Джабора.
- Таинственный наемник (Веррок - так обратился к нему Мейкпис) - человек с чёрной бородой и холодными голубыми глазами, фигурировавший на протяжении всех книг, участник какой-то секты ассасинов. Он служил Лавлейсу (похитил для него Амулет Самарканда, убив его предыдущего хозяина), Дювалю и Мейкпису (сообщался с Кавкой в Праге), а после демонам, вселившимися в тела волшебников. Обладает колоссальной устойчивостью к магии. Носит семимильные сапоги. Был убит Моровым Заклятием, когда преследовал Натаниэля в Хранилище артефактов.
Трилогия Бартимеуса. Весёлый фэнтезийный цикл Джонатан Страуд
(оценок: 1
, среднее: 5,00
из 5)
Название: Трилогия Бартимеуса. Весёлый фэнтезийный цикл
О книге «Трилогия Бартимеуса. Весёлый фэнтезийный цикл» Джонатан Страуд
В 2003 году увидел свет роман Джонатана Страуда «Амулет Самарканда», который стал первой книгой великолепной фэнтезийной серии «Трилогия Бартимеуса». Через год был издан следующий роман серии, «Глаз Голема», а в 2005 году -«Врата Птолемея». Через пять лет Страуд написал роман «Кольцо Соломона», который является приквелом трилогии и в котором рассматриваются события, предшествующие событиям романа «Амулет Самарканда». Трилогия получила множество положительных отзывов от критиков, а также получила престижную Мифоэпическую премию и считается одним из лучших произведений в жанре подросткового фэнтези наряду с серией книг про Гарри Поттера.
События трилогии разворачиваются в некой альтернативной реальности, скопированной с Британии. Но при этом страна управляется не королем или королевой, а могущественными магами, способными призывать демонов или, как их еще называют, — джиннов. Главный герой всех частей трилогии — молодой маг Натаниэль. В первой книге он еще ученик волшебника, но с каждым новым произведением он набирается опыта и поднимается выше по карьерной лестнице в состоящем исключительно из магов правительстве и в третьем романе «Врата Птолемея» мы видим его уже министром информации Британии. Своим успехом в немалой степени Натаниэль обязан не только личным качествам и честолюбию, но и призванному еще в первом романе себе на службу древнему и могучему джинну Бартимеусу.
Хотя главным героем книги сначала вроде бы является мальчик Натаниэль (по мере повествования он становится уже подростком и, наконец, — взрослым молодым человеком), как только в книге появляется джинн по имени Бартимеус, он тут же приковывает к себе внимание. Ироничный, умный Бартимеус является стержнем истории, а диалоги с ним здорово поднимают настроение и заставляют буквально «прикипеть» к чтению. При первом своем появлении джинн успел продемонстрировать замечательное чувство юмора и умение превращаться в любое существо и любой предмет. Например, ему ничего не стоит превратиться в новенький пресс для цитрусовых .
Изначально Натаниэль вызвал Бартимеуса, чтобы тот помог ему выкрасть очень сильный магический артефакт под названием Амулет Самарканда у могущественного мага Саймона Лавлейса. Но, как оказалось, Лавлейс собирался произвести государственный переворот и только случайно Бартимеус и Натаниэль узнают об этом. Ценой огромных усилий героям романа удается остановить изменника и это поднимает статус Натаниэля сразу на несколько ступеней — его заслуги отмечает лично сам премьер-министр Руперт Деверокс и приглашает юного мага работать в министерстве внутренних дел.
На очереди у молодого мага новое дело — в столице распоясались члены «Сопротивления», которые пытаются свергнуть власть магов и создать новое правительство, которое будет способно более гибко управлять страной. Вскоре оказывается, что кто-то из правительства намеренно ведет подрывную деятельность и помогает «Сопротивлению». Более того, этот «кто-то» создал голема, технология создания которых утрачена много лет назад и с его помощью разрушает город. После долгих поисков Натаниэлю и Бартимеусу удается остановить голема и выявить изменника.
Проходит пара лет и в романе «Врата Птолемея» Натаниэль уже министр информации и участвует в заседаниях Совета. Он продолжает распутывать нити, которые ведут в масштабном и хорошо законспирированному заговору, но немного не успевает — руководитель этого заговора Мейкпис захватывает в плен всех членов правительства и хочет забрать себе всю власть. В ожесточенном сражении вселившийся в тело Натаниэля Бартимеус побеждает овладевшего телом Мейкписа демона Ноуду. Но вырвавшиеся из посоха силы никто не может удержать и в последние секунды Натаниэлу удается выпустить Бартимеуса, а сам он исчезает в разрушительном взрыве…
На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Трилогия Бартимеуса. Весёлый фэнтезийный цикл» Джонатан Страуд в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.
Не так давно мы со знакомым говорили о детской и подростковой литературе и в контексте был упомянут цикл Джонатана Страуда «Трилогия Бартимеуса». Я его не читала до этого разговора и сразу же решила ознакомиться.
Это произведение является некой альтернативой нашумевшему циклу Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Здесь Британией правят волшебники и делают они это вооружившись девизом Геллерта Грин-де-Вальда, выбитого на стенах Нурменгарда: «Ради общего блага».
Если Роулинг писала в основном о своих героях и проблемах их взросления, темы острые и социальные, в том числе и политические, практически не затрагивая, то Страуд пошел совсем по другому пути. В его мире существует четкие социальные рамки - миром правят волшебники, а люди - простолюдины - их обслуга. И даже самые богатые из них все равно - второй сорт. Британские волшебники сидят в парламенте и управляют не только своими землями, но и активно сражаются с другими странами - Америка, Чехия, конфликты в Европе. Угнетение не может оставаться без ответа и если в книгах о Поттере волшебники воюют исключительно между собой и маглы практически не вовлечены в противостояние, то у Страуда мы наблюдаем как борьбу волшебников с себе подобными, так и попытки простолюдинов скинуть с себя ярмо власти магов, управляющими всем посредством артефактов и демонов. Это еще одно отличие циклов: у Роулинг - палочки и заклинания, а у Страуда - пентакли, и демоны - главная действующая сила колдовства.
Цикл «Трилогия Бартимеуса» состоит фактически из трех романов (приквел рассматривать не буду), который повествует о мальчике Натаниэле. Он тоже не воспитывается в родной семье - он ученик волшебника. В мире Страуда не существует школ магии. Каждый волшебник берет себе воспитанника и учит его в меру его и своих способностей. Причем учит не размахивать палочкой, выкрикивая слова, а кропотливо рисовать пентакли и вызывать демонов разных классов для любых услуг - от войн и сражений, до охраны дверей.
Волшебники в мире Натаниэля все сплошь и рядом карьеристы, стремящиеся влезть повыше, при этом подсидев соседа. И на протяжении трех книг мы видим, как чуткий отзывчивый Натаниэль, рывками взлетая по карьерной лестнице все выше, все больше теряет свою человечность, честность, умение любить, сочувствовать и жертвовать собой.
Выделить главного героя в романах Страуда достаточно сложно. Их несколько и линии их идут паралельно, позволяя читателю взглянуть на каждого с другой стороны: Натаниэля мы видим глазами его самого первого и основного помощника в дальнейшем демона Бартимеуса и простолюдинки Китти; Китти мы видим глазами джинна (демонам такое название нравится больше) и юного мага; линия Бартимеуса чаще описывается им самим в виде экскурсов в его прошлое. Из всех этих параллелей и пересечений получается цельная картина довольно-таки неприглядного мира в котором хорошего куда меньше, чем не очень достойного и просто плохого. При чем как со стороны волшебников, так и со строны простолюдинов. К примеру история Китти прекрасно иллюстрирует, что даже на войне не все средства хороши, а история Натаниэля продемонстрирует то, что месть иссушает душу, не принося удовлетворения.
И вот на протяжении трех романов, переживая необычные приключения, совершая как мерзкие, так и благородные поступки, порой спасая свою страну, друзей и даже врагов, наши герои плавно идут к концовке, которая достаточно неожиданна. По крайней мере для меня она была таковой. Заставила задуматься и много переосмыслить. В частности после Страуда воспоминания о Поттериане отдают навязчивой, приторной карамельностью. Герои «Трилогии» получились более живыми, естественными и настоящими.
Итак, история логически завершена, но если вы еще не читали, то я предлагаю Вам взять книгу и почитать о том, толчком к каким событиям может стать наказание солидным и умелым магом недостаточно почтительного подмастерья...)
Оценка: 9
Ну что ж, «Трилогию Бартимеуса» последний раз я читал достаточно давно, и захотелось мне посмотреть, а какой же след оставила во мне эта серия книг, что я имею, так сказать, в «сухом остатке»? Что получилось, я распишу по пунктам (писал в том порядке, в котором вспоминал, так что, наверное, нижеследующее можно назвать моим личным рейтингом).
1) Герои. Их много, они развиваются и, что самое главное, от книги к книге они не теряют своего очарования, а наоборот, приобретают и раскрываются с максимально возможного количества сторон.
Спойлер (раскрытие сюжета)
(кликните по нему, чтобы увидеть)
Жертва Натаниеля. Очень рискованный шаг для писателя, который, в то же время, несет в себе очень много. Тут вам и мысль, что за все в этой жизни приходится платить, а за крупную победу цена может оказаться очень высокой. Тут и окончательное взросление главного героя, его выбор как сформировавшейся личности. Выживи он после встречи с Ноудой, и в стране появился бы воистину мудрый и грамотный правитель.
3) «Кольцо Соломона». Меня по-прежнему радует эта книга, пусть она и имеет довольно слабое отношение к основной трилогии. Она как яркая картинка, на которую приятно посмотреть в минуты ностальгии.
4) Долгоиграющие загадки. Очень приятно мне сейчас вспоминать, как я искал подсказки к последнему тому в предыдущих. Нечто схожее было с циклом о Гарри Поттере, но в дебри Ролинговского психологизма и символизма я сейчас уходить не хочу. А вот у Страуда заделов на будущее не так много и почти все они на поверхности. При перечитывании было приятно знать, что глаз Голема в коллекции Лавлейса - не просто крутое название для артефакта, вставленное для красного словца.
5) Юмор Бартимеуса. Большинство вспоминают в первую очередь именно его, однако на меня этот юмор производит впечатление защитной реакции. Приглядитесь, Бартимеуса не сложно вывести из себя, многое он принимает близко к сердцу, а его отношения с людьми немыслимы для данного мира. Вот и тянет его шутить больше, угрожать чаще и каждому призывающему демонстрировать что-то смущающее, ведь так сложно жить в этом мире, не смеясь.
6) Вовремя поставленная точка. Никаких воскрешений, никаких приключений Китти с Бартимеусом 5 лет спустя, никаких продолжений. Ценная способность автора коммерчески успешного цикла в современном мире.
7) Стильные обложки российского издания. Да, они к самой трилогии имеют довольно косвенное отношение, однако согласитесь, перед нами пример на редкость грамотного и качественного подхода к изданию книг.
Все? Конечно же, нет. Просто мне захотелось закончить именно на этом моменте. И так уже понятно, что книги хороши, и о прочтении их я не жалею. Более того, я очень рад, что мне довелось познакомиться с таким потрясающим миром.
Оценка: 8
Могу только повторить вслед за всеми - прекрасная детская книга. Жалко, очень жалко, что я не обратила внимания на эпитет ДЕТСКАЯ...повторенный много раз в рецензиях с определенным количествои граматических ошибок. Главное, как хорошо все начинается, как по-английски написана, какой восхитительно мерзкий характер у всех без исключения! Столько обещаний, что сложно не купиться.
Не покупайтесь, это не та детская литература, которую и взрослым прочесть не жалко. Есть подозрение, что хороший, без дураков, писатель решил заработать немного денег.
Кто обратил внимание, в биографии Страуда упоминается детство, проведенное рядом со старинными гриммуарами и магическими книгами - значит, все дружно построились и ждем пикантных подробностей. А вот нет, никаких подробностей - все те же пентакли, руны (странный выбор для демона ассирийского происхождения), травы (тоже в основном английские) и заговоры. Для детей младшего школьного возраста вполне информативно.
Во второй книге мелькает некоторый проблеск мысли, но быстро затухает. Разочарование по всем фронтам.
Ставлю пятерку исключительно за хороший язык и приятное местами чувство юмора.
UPD от 07.04.13
А вот все оказалось не так и просто - прошел чуть ли не год, а вспоминаю Бартимеуса с ностальгией и нежностью; англичане вообще большие молодцы по части детских сказок и Страуд запал таки в душу. Жаль, нельзя постфактум исправить оценку, сейчас бы поставила восьмерку как минимум, а то и полновесную девятку.
Оценка: 5
Прочитала и загрустила, ведь трилогия-то закончилась. Одна из лучших книг, которые я прочла за последнее время, и ведь надо учесть, что книги я читаю избранные, отфильтрованные Фантлабом под мой вкус.
Книжка невероятно веселая. И при этом грустная слегка. Автор, с которым я наконец-то познакомилась, произвел на меня сильное впечатление. Во-первых, стилем, в котором легкость изложения и динамичность соедствуют с яркостью персонажей и зрелищностью сцен. Во-вторых, умением заплести интригу на привычных вещах и дать им новую интерпретацию. Далее, я очень люблю книги, где Автору подвластно умение выстраивать интересные диалоги, а в этом случае еще и остроумные диалоги. Главный герой - нечто совершенно особенное. Это теперь один из моих любимцев. Наряду со Скивом, Аазом и командой, надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду?
Вот и заканчивается трилогия. Она мне понравилась, я просто влюбилась в нее. И вдруг в ней обнаруживается еще одно произведение, обозначенное как... Часть трилогии, правильно. Начинаю читать с сомнением. И обнаруживаю, что это прямо-таки бонус в виде еще более веселого, искрометного и увлекательного произведения. Бартимеус там и тот же, и другой. Там же и друг-недруг его обретается, Фарквел.
Я в затруднении с оценкой, находясь в большом воодушевлении, но все же это не высшие баллы. Наверное. Есть недоделанные линии, на мой взгляд, с той же Прагой, к примеру, да и с финалом практически каждой части. В «Кольце Соломона» много нестыковок, которых запросто могло бы и не быть. Но все это отступает перед общим впечатлением и той радостью, с которой я читала книгу. Этот джинн не просто хорош, он стал родным каким-то. И я благодарна Автору за появление в моей жизни этого персонажа и мира.
Советую читать его всем, кому нравится улыбаться, читая книгу, кому вообще нравятся книги, где герои постоянно попадают в сложные и прямо-таки безвыходные ситуации, а чувство юмора не изменяет им даже перед лицом традиционно превосходящих сил противника.
Не могу не добавить пару строк про грядущую экранизацию. Книга просится на экран. Особенно в «Кольце Соломона», где ряд сцен дан так, что, видимо, прямо за тем и был написан, например, сцена драки с маридом в подземелье.
Оценка: 8
Как же я долго шел к прочтению этой трилогии (+«Кольцо Соломона»). С «Амулетом Самарканда» у меня не сложились отношения сразу (может быть это произошло не без помощи глубокоуважаемого мной Бартимеуса))),у джинов свои приколы). Начинал читать этот роман раз десять не меньше. Не идет и все! И прочитав в общей сложности 80 страниц бросил, думал что навсегда. Но каждый раз проходя мимо книжной полки ловил на себе взгляд «Амулета Самарканда», «Глаз Голема» и «Врат Птолемея. Плюс хвалебные отзывы людей, не понятные мне ставили в тупик. Может быть и не открыл бы эти книги больше, если бы не...Джордж Мартин. Дело в том, что сейчас читаю «Танец с драконами». Что можно сказать,Мартин есть Мартин, он как всегда на высоте. Но обилие крови, жестокости, предательств настолько утомляет, что в перерывах решил прочитать что-нибудь расслабляющее. Тут-то на глаза и попался Джонатан Страуд и его трилогия.
РЕБЯТА, А ТЕПЕРЬ ВСЕМ СОВЕТ! Не бросайте как и я читать первый роман трилогии, ведь только после сотой страницы начинает раскручиваться основной сюжет этой невероятной истории и поверьте, он вас не разочарует. За три дня были прочитаны влет все три книги цикла и сейчас могу сказать лишь одно. Для меня всегда эталоном детских книг для любых возрастов был великий цикл Джоан Роллинг «Гарри Поттер», ведь именно с него началось мое увлечение с миром фэнтези. Но «Трилогия Бартимеуса» если не превзошла «Гарри Поттера», то точно стала в один ряд с ним. Этот цикл более взрослее, в нем предостаточно бешеных приключений и интриг. И главное его достоинство, он совсем-совсем не похож ни на один мир, о котором я когда-либо читал. И на цикл Роуллинг в-частности.
Оценка: 10
Трилогия потрясающа тем, что с помощью простых слов и не очень замысловатых историй затрагивает огромное количество жизненных вопросов: предательство, боль от унижения и желание отомстить, любовь, вера, период взросления, поиск себя и правильного пути в жизни, доверие, дружба... Книга становится еще более ценной потому, что повествование ведется от лица разных персонажей, таким образом, читатель может взглянуть на одно и то же событие под разными углами зрения и в итоге вывести свое среднее арифметическое. Кроме того, такие смены «прямой речи» главных действующих лиц помогают более глубоко проникнуть в причины поступков персонажей. Автор предоставляет читателю возможность побыть психологом: проанализировать помыслы, действия и сделать выводы.
Другой несомненный плюс - это юмор! Признаться, с нетерпением перелистывала страницы в ожидании «перехода палочки» к Бартимеусу! Местами юмор тонкий, местами, что называется, в лоб, но всегда смешной, без пошлости и тупняка. Кроме того, сквозь призму юмора читатель может еще лучше разглядеть персонажа, понять его.
Жалость вызывает Натаниэль... Автор очень красиво описывает его взросление, становление и выбор жизненного пути. От слова к слову, от странички к страничке, от книги к книге Страуд рисует жизнь отдельно взятого ребенка, загнанного в рамки жизни, которую выбрали за него, показывает борьбу за место под солнцем.
Вообще, практически все персонажи вызывают внутри какие-либо эмоции: симпатию, неприязнь, сочувствие, отвращение и т.д. А это говорит о многом, ведь не всегда герои у писателей получаются «живыми».
Что касается четвертой книги «Кольцо Соломона» - мне она понравилась меньше. Вроде и полюбившийся за три книги Бартимеус на месте, и интрига присутствует, но почему-то не зацепило. Возможно, потому, что я успела прикипеть душой к Натаниэлю, Китти и др., и видеть других персонажей мне было непривычно. Может быть, есть смысл начинать знакомство с похождениями Бартимеуса именно с «Кольца Соломона» - это предыстория и введение в курс дела.
Для кого данная трилогия? Для тех, кто любит думать. Для любителей детективов, приправленных долей юмора и налетом мистики. Для детей начиная лет эдак с 12. В период становления, поиска себя, они смогли бы много почерпнуть для себя.
Оценка: 10
Мир, изображаемый Страудом, похож на наш с той лишь разницей, что в нем существует магия и власть сосредоточена в руках волшебников. Люди заняты повседневной борьбой за жизнь, а правящая элита погрязла в бесконечных интригах. Власть – только ради этого живут маги. Основными ценностями является власть, а вовсе не знания, не общественное благо. Волшебники в мире Страуда демонологи – их сила базируется на демонах, которых они заставляют служить себе. Типология демонов весьма разнообразна: от мелких бесов до могущественных джиннов.
Волшебники берут маленьких детей себе в ученики, обучая их магическому искусству. Именно таким учеником является двенадцатилетний Натаниэль, о котором и пойдет речь в «Трилогии Бартимеуса».
Юный Натаниэль честолюбив не по годам. Он вызывает демона, причем достаточно могущественного, - джинна Бартимеуса. Формально Натаниэль еще не готов для вызова даже простого беса, его учитель Артур Андервуд только собирается приступить к этому уроку. Но Натаниэль одаренный и способный юноша, к тому же у него есть важная причина поторопиться - он жаждет отомстить Саймону Лавлейсу, который жестоко унизил его. Помогать в этом вынужден будет Бартимеус.
С Натом происходит метаморфоза: он превращается в тщеславного и самовлюбленного человека. Однако в отличие от большинства, он способен на бескорыстные поступки и не чужд порядочности. Возможно, он совершил бы множество героических поступков, если б перед ним был достойные пример для подражания. К нему были добры только учетильница рисования и жена учителя. Но уроки достойного поведения поведения способен преподать лишь вызванный им джинн.
Образ Бартимеуса очень калоритен и ярок. Этакий обаятельный циник. Он блестяще вытягивает на себе юмористическую состаляющую книг Страуда. Отдельного внимания заслуживают его комментарии – сноски.
Оценка: 8
С «Трилогией Бартимеуса» у меня сложились непростые отношения, уж очень долго я запрягал эти сани, но езда, правда, получилась с ветерком.
Этот цикл книг был куплен сыну-подростку, с главным желанием, наверное, разнообразить его «книжную полку». Это только кажется, что хорошей подростковой литературы, в особенности фантастики и фэнтези великое множество, на самом деле разнообразием, по моему мнению, это назвать можно только с натяжкой. Выбор, как правило, ограничивается несколькими писателями, у коих есть настоящий талант писать про детей, для детей и, что немаловажно, для их родителей. И даже у этих писателей число книг имеет границы, причём рядом, буквально в поле зрения, а отнюдь не уходящие за горизонт. И это понятно - детская и подростковая литература более требовательна, она не прощает фальши, халтуры, коммерческого подхода к писательскому делу.
Кстати сказать, иллюстрации российских изданий сериала изрядно вводят в заблуждение, демонстрируя классическое изображение джинов. На самом деле было бы правильней изображать Бартимеуса в одной из личин, в которых он появлялся в этом мире, чаще всего в виде подростка в набедренной повязке.
Ещё одна вещь, которая изначально настораживает это большое количество сносок, да притом ещё довольно объёмных. Мне казалось, что чтение постоянно будет об них спотыкаться и нещадно тормозить, но как же я ошибался…
Прочитав буквально пару глав, все сомнения и страхи улетучиваются. Прочитав все три книги я напрочь забыл о Гарри Поттере, о концовке, которая была мне уже известна, я просто наслаждался чтением, скользя по лихому сюжету, выстроенному автором, а смазкой для полозьев моих саней были те самые сноски. Они великолепны, весь этот язвительный юмор и сарказм джина по имени Бартимеус разил наповал. Если Вы со мной не согласились, что хороших книг для подростков недостаточно, то уж утверждение, что детской юмористической литературы кот наплакал, Вы обязаны подтвердить.
Юмора много, он оригинальный, но мягкий, иногда циничный, но чаще сатирический. Но не только лишь задача развлечь двигало автором, при написании этих произведений, совсем нет. В цикле затрагиваются очень важные проблемы и не походя или мимоходом, а вполне серьёзно и достаточно глубоко - будет над чем подумать как юному читателю, так и книголюбу постарше. Благодаря колебаниям настроений в романах, от шуток джина до нелёгких душевных терзаний наших героев, Страуду удалось уместить в трилогию очень большой спектр эмоций, чувств и мыслей.
Я не оговорился когда написал слово «герои» во множественном числе, да их будет несколько и конечно среди них будет девочка. Всё, про сюжет ни-ни, читайте сами, всё узнаете, уверяю, скучно не будет. Добавлю лишь, что все персонажи очень хороши, прописаны ровно настолько, сколько требует повествование. Даже статисты и массовка легко западают в память и потому не нужно делать усилие, чтобы запомнить все действующие лица.
Мир, описанный Страудом, вполне себе целостен и понятен, не лишён логики, события не имеют эпического размаха, а потому не требуют тщательного описания мироустройства.
Я не думаю, что в моём отзыве нужно подводить какой-то итог, мне кажется и так всё понятно. Развейте свои сомнения, смело покупайте книги, читайте всей семьёй. А к возрастным рекомендациям я бы приставил ещё пару цифр от 9+ до 99+.
Оценка: 8
«Трилогию Бартимеуса» принято сравнивать с циклом «Гарри Поттер», но так ли уж они похожи? Сходства, конечно, есть: магия, волшебники и простолюдины (маглы), Лондон. Но на этом всё в принципе и заканчивается. «Трилогия Бартимеуса» - оригинальный, необычный, яркий и самобытный цикл.
Необычен он в первую очередь магией. Волшебники для свершения волшебства вызывают различных бесов, фолиотов джинов, и прочих демон… благородных духов. И уже им поручают различные дела, к примеру, охранять их или выкрасть что-либо. Духи от этого всего не в восторге, а поэтому так и норовят слопать волшебника, если тот ошибется в заклинании или неправильно начертит пентакль. Сами волшебники без духов фактически бессильны, они, конечно, могут воспользоваться, скажем, волшебным посохом, но внутри посоха опять же должен быть заточен дух.
Действия происходят на нашей планете, но в альтернативном варианте. К примеру, в наше время Британская империя самая большая и могущественная страна, а до неё такой страной была Чехия. В Британии правят исключительно волшебники, простолюдины не допускаются к власти и вообще находятся в состоянии угнетения.
Не буду вдаваться в подробности сюжетов ни одного из романов («Амулет Самарканда», «Глаз голема», «Врата Птолемея»). Каждая часть полноценная законченная история, но не в том плане, что можно читать не по порядку, а в плане того, что книги не обрываются на самом интересном месте и имеют оконченный вид, оставляя лишь некоторые вопросы и предпосылки к следующей части. «Врата Птолемея» же заканчивают всю историю и не требуют никаких продолжений, что не может не радовать.
Несомненно, сильной стороной трилогии являются персонажи. И в первую очередь сам Бартимеус – харизматичный джин с отличным чувством юмора. Не могу сказать, что хохотал от его шуток, но настроение этот персонаж поднимает неизменно. Справедливо будет отметить, что за его хохмами скрывается очень даже мудря и умная личность, небезразличное к происходящему и некоторым людям. Особенно всё это заметно в третьей книге, в главах (вернее в прологах к частям романа), где показаны отрывки из прошлого, когда его хозяином был Птолемей, а также взаимоотношений с Китти и Натаниэлем.
Демоны проживают в Ином месте и чтобы они появились на Земле, нужен волшебник, который их вызовет. И таким волшебником для Бартимеуса становится маленький (на момент действий первой книги) мальчик Натаниэль – второй главный герой трилогии, чье взросление и изменения, далеко не всегда в лучшую сторону, мы наблюдаем. Персонаж он неоднозначный, иногда способный вызывать, как позитивное, так и негативное отношение к себе. Помимо него есть и третий ключевой персонаж – простолюдинка Китти, этакая противоположность Натаниэлю.
От книги к книге герои происходит развитие персонажей, в первую очередь Ната и Китти, личность Бартимеуса складывалась тысячелетиями, но и он к концу открывается чуточку с иной стороны.
Второстепенные персонажи так же продуманны и не вызывают у меня нареканий.
Читается вся история легко, нет, так сказать, «просадок» по качеству текста, от книги к книге интерес только увеличиваются и к «Вратам Птолемея» достигает своего пика. «Врата Птолемея» вбирает в себя всё лучшее и преумножает это. Финал оказался для меня неожиданным и сильным, самое главное не разочаровавшим, после его прочтения понимаешь, что всё так и должно быть.
Цикл называется «Трилогия Бартимеуса», а значит, книг должно быть три, но на деле есть и четвёртая – «Кольцо Соломона», к счастью она не является ненужным продолжением основных книг. Действия этого романа происходят за несколько тысяч лет до «Амулета Самарканда». Главный герой всё тот же Бартимеус, а так же парочка новых – Ашмира и Соломон. По качеству этот роман не уступает другим, хотя интереса у меня вызвал поменьше.
Оценки: «Амулет Самарканда», «Глаз голема», «Кольцо Соломона» - 8/10 («Очень хорошо»). «Врата Птолемея» - 10/10 («Великолепно»). Цикл в целом – 8/10.
Итог: интересный цикл, с отличными персонажами и юмором. Оригинальный и весьма продуманный мир. Хороший сюжет, с достаточно неожиданной концовкой. Многие считают, что цикл исключительно подростковый, но мне кажется, он вполне может быть интересен и для взрослой аудитории. Если сравнивать с «Гарри Поттером», то местами, наверно, и посильнее будет.
Оценка: 8
Необычная трилогия, выбивается из традиционных представлений о фэнтези - моих, по крайней мере. С такого ракурса я о магии никогда не думала: обладать магией при посредстве демонов. Единственное умение чародея - вызывать и подчинять демонов, заставляя делать то, что ему надо. Магия ли это - вот в чем вопрос. Достоинство ли этот или просто спекуляция? Волшебники стоят на весьма опасной и зыбкой почве.
Бартимеус бесподобен. Очень харизматичный и яркий персонаж. Его реплики можно разобрать на цитаты. Он и мудр, и лукав, и по-детски непосредственен, хотя и стар с точки зрения времени.
Судьба Натаниэля тронула до глубины души. Его путь - столь стремительный и столь трагический - не мог оставить равнодушной. Он словно звезда, так ярко сиявшая на небосклоне, набирающая мощь, но рано упавшая, оставив яркий след.
В трилогии поднято множество тем: дружба, верность, предательство, социальное неравенство, преступление и наказание, проблема выбора - верного или неверного - и его последствия, расплата за могущество, смысл и ель жизни.
Оценка: 9
В общем-то, о сюжете, морали и характерах персонажей выше и так все уже сказали, даже добавить нечего. Трилогия действительно написана не столько для детей или подростков, сколько для взрослых, желающих отдохнуть от тяжелой, пропитанной напряжением литературы и немножко расслабиться. Для того, чтобы правильно понять все намеки и шуточки, эрудиция требуется неподростковая. ИМХО, поттериана и близко не стояла, и мне даже не очень понятно, почему эти два совершенно непохожих друг на друга произведения постоянно ставят в один ряд.
Конец, в общем-то, понравился, этакая жирная точка, и все пути к продолжению отсечены. Хотя, положа руку на сердце, я - большой любитель хэппи-эндов и возможностей продолжить, и думаю, не я одна, поэтому фактор этот может расцениваться по-разному.=) Но хоть сердце требует еще, разум все-таки понимает, что дальше уже нельзя, дабы не испортилось впечатление, и не превратилось бы замечательное произведение в мыло-мыльное.)
Герои все на высоте, от отважных простолюдинов до зажравшихся властолюбцев и всевозможных духов, но Бартимеус, конечно же, вне конкуренции! Безумно яркий, харизматичный и обаятельный джинн с изрядным чувством юмора поднимает настроение на протяжении всей трилогии. За одного Бартимеуса уже можно смело ставить высший балл.) Также очень радует то, что история преподносится читателю с различных точек зрения, помогая прочувствовать ситуацию с каждой стороны. Вы переживаете ее со всеми героями, каждый из которых в чем-то заслуживает поощрения, в чем-то - осуждения. Это придает повествованию живости.
Ах, ну и, конечно же, переводчику громадный плюс. Сразу видно - человек не лишен чувства юмора.)
В общем, 10, без сомнений. Поставила бы и больше, если б можно было. =)
Оценка: 10
Давным-давно, читая «Мир фантастики», наткнулся на рецензию на «Амулет Самарканда». Там было сказано что-то вроде «Читайте срочно, это лучше «Гарри Поттера«! Я тогда был завзятым поттероманом, потому только неопределенно хмыкнул. Мол, знаем мы таких. Многие говорили, что они лучше «Гарри Поттера», и где они сейчас? В овраге лошадь доедают?
Затем как-то так вышло, что я прочитал первую книгу. Потом не заметил, как нашел вторую, и ее прочитал тоже. Потом «проглотил» третью. Затем - приквел...
Трудно признать, но эта серия действительно на голову выше «Гарри Поттера». По всем параметрам. Но особенно - по мощи проработки главного героя (я имею в виду Бартимеуса). Настолько яркого, отлично прописанного и умного персонажа еще поискать надо.
4. Есть юмор
5. Развитие событий в целом логичное и за каждый глупый поступок герои платят свою цену, иногда очень высокую
Минусов не нашел, очень качественное произведение без явных провалов, поэтому и 10 баллов.
Оценка: 10
Основная характеристика - неожиданно. Не одиноко, но неожиданно. И именно в этой оригинальности заключена главная фишка, успех трилогии. А что же могло бы получиться, если бы не демоны овладевали властью над людьми, а наоборот, да при этом демоны имели власть над физическими законами? Да, некоторые персонажи, сюжеты, стиль,.. могут отпугнуть часть целевой аудитории детерминировав её по возрастным признакам, но вряд ли это основной аргумент, на который обращаешь внимание. Как я начинал чтение: - блииин, примитив какой... -ого воображение воспалилось... -хмм, и что же дальше?.. -ух ты, интересно... -таак-так, где тут у нас продолжение?.. -упс, а почему так быстро закончилась? Обычно многотомники тянуться как зубная боль - все время ждешь конца, здесь же все пролетело незаметно, закончилось однозначно, продолжение если и будет, то оно скорее лишнее, чем необходимое. Помнится Перумов фантастику на подобной бесовщине написал, но та книжка (Армагеддон) получилась настолько плоской, примитивной и навязчивой, что с трилогией и рядом не лежала (возможно, цель была попроще - и в этом закоулке жанра наследить, не болеее). Ну и что, что книга слегка по поттерски детская, а много вы таких детских книг знаете, которые не детям читать интересно? Поттер меня напрягал, Бартимеус наоборот - веселил.
Оценка: 9
Среди фэнтези книг конца ХХ - начала ХХI вв. интересных не только детям, но и вполне взрослым читателям особо выделяются книги трёх британских(!) авторов:
А начинается всё с того, что молодой паренёк тайком вызывает «злокозненного демона» Бартимеуса и приказывает ему похитить Амулет Самарканда, совершенно не представляя к каким последствиям это приведет.
Вся трилогия в общем написана на одном высоком уровне, хотя определенная эволюция автора от книги к книге прослеживается. И если первая книга больше развлекательная (с не много на мой взгляд смазанной концовкой) и не несёт каких-либо глубоких идей, то последующие книги дают пищу и для ума, не теряя при этои своей увлекательности.