«Мой Город. Город николаевск-на-амуре Общие данные и исторические факты
Сначала виды с самолета
Заходим на посадку. Амур – колоссальный размер!
Над городом – смесь частного сектора и недостроенных микрорайонов
Частный сектор весьма просторный
Над городом доминирует Николаевская ТЭЦ
Центр города – от парка ведет ул. Ленина
Город
Вид от спортивной базы «Салют» - приятное место для катания на лыжах и санках
При въезде в город от аэропорта встречают весьма примечательные плакаты
А еще один маленький самолет
Ул. Советская – остатки старой застройки
Памятник Г.И. Невельскому
Ул. Ленина – редкий для города сохранившийся ансамбль зданий
Местами на ул. Ленина купеческие дореволюционные дома
Храм Св. Николая (2002 г.). Пропорциональное и в меру приятное здание. Внутри пока со скромным иконостасом. Единственный каменный храм на всем севере Хабаровского края. И одна из немногих современных достопримечательностей Николаевска.
Кинотеатр «Салют» - здание эпохи областного центра Нижне-Амурской области
«Гламур» в Николаевске – химическое сочетание
Порой дома занесены по самую макушку. Ул. Сибирская оправдывает свое название
Здесь образовался целую горную систему (для сравнение джип)
Городская площадь – Районный дом культуры и гостиница «Север» - в прошлом городской плац
Свидетель славного прошлого
Памятник Невельскому на набережной
Памятник памяти, павших в годы Гражданской войны
А за ним две совсем молодые девчонки выпивают.
Вообще пьяни в городе много. Более всего меня смущала подвыпившая гопота, одетая в темные спортивные костюмы, трико с лампасами и шапки-ушанки. Ее я благоразумно не стал фотографировать.
Набережная завалена снегом
Снег тает, образуя феерический микрорельеф в южном направлении
Николаевск – советский город
Тротуары на Советской. Почистили бульдозером после чего с тротуара на тротуар надо карабкаться как по горам.
Фотоальбом «На Амуре вечером»
Лестница к реке превратилась в горку на санок
Фотоальбом «Красное-Чныррах»
Несколько фотографий из поездки от Николаевска до сел Красное и Чныррах. Места эти интереснейшие, как видами так и системами обороны Николаевска. Виды Амура мы увидели, а вот крепость оказалась в непролазных снегах.
Амур-Батюшка – ширина 7 км!!!
Устье Амура – справа мыс. Пронге, слева мыс. Чабах
Вид на с. Чныррах, Амур и г. Огоби (556 м)
Чныррах и сопки над ним. В них скрыта растительностью Чныррахская крепость.
Амур у села Красное – вдалеке Николаевск
Краткая история взлетов и падений
Рождение
1 августа 1850 г. – основание Николаевского поста Г.И. Невельским.
1850-1854 гг. – стагнация развития. Попытки Невельского активно развивать Николаевский пост не находили отклика в Петербурге
1855 – 1870 гг. – столица.
Прибытие первых сплавов по Амуру. В 1856 г – статус города, в 1858 г. – областной центр. Население выросло до 7 тыс. чел. В городе открыт краеведческий музей, морское училище, библиотека и пр. Невельской рассвета города так и не увидел, т.к. его в 1855 г. Муравьев-Амурский «ушел» с должности.
Под управлением Николаевска-на-Амуре находился весь Дальний Восток Российской империи – 1,8 млн км2 – от Чукотки до Приморья. Правда это были только осваиваемые территории и сохрани Николаевск статус в течении долго времени он был бы интереснейшим городом на востоке страны.
1870-1890 гг. – падение. Как и предсказывал Г.И. Невельской потенциально более выгодным было положение у южных гаваней (Владивосток) и при слиянии Уссури и Амура (Хабаровск). Колонизация Приморья и Приамурья привела к активному развитию Владивостока и переноса туда военно-административного центра в 1870 г., и Хабаровки, которая в 1880 г. отобрала у Николаевска роль областного центра. После чего город впал в депрессию и население его к началу 1890-х гг. сократилось до 1000 чел. Именно таким его застал А.П. Чехов, проезжая на Сахалин и нелестно отозвался.
1890-1910 – е гг. – золотой век.
Промышленное освоение россыпного золота (его также еще в 1850-е гг. открыла Амурская экспедиция Невельского) породила в Приамурье золотую лихорадку и вновь вызвала к жизни Николаевск. За золотом подтянулась рыбная промышленность и судостроение. А далее образование и культура. Население города к 1914 г. выросло до 15 тыс. чел и город стал центром Сахалинской области.
1920-е гг. – взлеты и падения.
Гражданская война закончилась для города трагедией – красные партизаны под руководством Тряпицына в 1920 году сожгли город дотла. Осталось не более десятка зданий, что определяет бедность историко-архитектурного наследия города.
В связи с фактически разрушением города в 1922 г. он теряет статус областного центра.
Советская власть, тем не менее понимая выгоды положения города активно вкладывает его морскую составляющую, отрывая в нем порто-франко, развивая судостроение.
1934-1956 гг. – и снова областной центр.
Еще в 1926 г. Николаевск назначается вновь центром Николаевского округа Приморской губернии охватывающей почти весь центр и север современного Хабаровского края и площадь в 560 тыс. кв.км. В 1934 г. создается почти в границах Николаевского округа новая Нижне-Амурская область. В Николаевске открывается в 1937 г. театр, областной краеведческий музей. В годы войны активного развивается судостроение и судоремонт, создается аэропорт.
К моменту лишения статуса областного центра в Николаевске живет около 30 тыс. чел.
1956 – 1980 – е гг. – организационный центр Нижнего Амура и Охотского бассейна.
Несмотря на потерю статуса областного центра экономическое развитие города продолжилось. В 1960 г. был пущен судостроительный завод, в 1973 г. – Николаевская ТЭЦ, рассчитанная на большой город, в 1985 г. – домостроительный комбинат. Культурная жизнь видимо затихла, т.к. уже и театра не стало, и вузов.
1990-2000-е гг. – свободное падение.
Индустриализация без наземной связи с обитаемой частью страны сразу же привела к краху городской экономики. Крупное судостроение оказалось нерентабельным, а в 2000-е гг. и лесной комплекс пришел в упадок из-за перемещения центра лесоэкспорта в незамерзающие порты Ванино-Совгавань – где есть железная дорога и Де Кастри – автодорога. Съежился морской порт, стали не нужны базы по снабжению «северов»; затих аэропорт (сейчас в аэропорту на ходу только 1 вертолет, 2 Як-40 и 1 Ан-26 и это на весь север Хабаровского края – 500 тыс. км2; новую ВПП строят уже 20 лет и из рейсов сохранились только ежедневный до Хабаровска и через день в Охотск, а также раз в 2 недели в Тугур, Аян и Нелькан, а раньше был рейс Николаевск-на-Амуре – Абакан!!!).
Депрессия выражается в сильнейшем оттоке населения – максимальном в Хабаровском крае, особенно во второй половине 2000-х гг. и визуальной деградации остающихся жителей. При этом есть в городе и приличные кафе и приличные магазины и интересные позитивные люди.
Конечно, нельзя сказать, что последние 20 лет не имели вообще позитивных моментов в городской истории. В 2002 г. был открыт храм Св. Николая, который имеет в целом приятные размеры и архитектуру и удачно завершает улицу Ленина, которая заканчивается другим концом у памятника Невельскому на берегу Амура.
В 2008 г. в город пришел газ и Николаевская ТЭЦ перестала посыпать город «пеплом». В середине 2000-х гг., стал возможным практически круглогодичный проезд на автотранспорте по автодороге Хабаровск-Селихино-Николаевск, что значительно улучшило снабжение города в зимний период и дало возможность организовать пассажирское сообщение в 3 раза дешевле самолета. Правда, одновременно фактически прекратилось сообщение по Амуру, что жаль.
Архитектурно-планировочная организация города
Николаевск-на-Амуре возник у мыса Куегда как военный пост. Сейчас практически вся прибрежная зона и сам мыс – портово-складская зона, территория бывшего судостроительного завода и ТЭЦ. Жилая часть города фактически начинается к северу от ул. Советской, которая на 6 км тенятся с запада на восток и считается главной в городе. Именно на ней находятся редкие памятники архитектуры, приятная высокая набережная, администрация города и района и заводоуправление ССРЗ.
Планировка города открытая, прямоугольная, что позволяет легко ориентироваться. Город расположен на легко наклоненной с севера на юг равнине. И с севера ограничен сопками высотой до 300 метров. Городской доминантой выступают две трубы ТЭЦ, высотой около 100 метров.
Николаевск-на-Амуре.Вид от спортивной базы «Салют» - приятное место для катания на лыжах и санках
Застройка в центре преимущественно пятиэтажная 1970-80-х гг. Есть 4 жилых девятиэтажных здания. Отчего город выглядит больше, чем на свои 24 тыс. жителей. Окраины заняты индивидуальной жилой застройкой с большими участками огородов.
Особенностью является низкий уровень озеленения. Кроме парка культуры и отдыха и сквера на набережной остальные районы оставляют ощущение пустынных. Одинокие пятиэтажки и пустынно широкие улицы в частном секторе. Промышленная застройка – прибрежные районы и восточные окраины. На территории города к западу от реки Камора, также находится аэропорт, две бывшие деревни (Сергеевка и Русская Камора), и дачные участки.
Судя по внешне хаотично расставленным пятиэтажкам 1980-х гг. видимо планировалось полностью снести деревянно-барачный город и застроить его крупными микрорайонами 5-9-ти этажной застройки. Реконструкция города началась одновременно во всех частях города и видимо грозила ему полным переустройством к 2000 году и населением в 80-100 тыс. чел. Но Советский Союз, а позже и Николаевский судостроительный завод кончились, оставив реконструкцию города на самом взлете. Стройки застыли, превратив городскую ткань в невнятную смесь недостроенных микрорайонов и недоснесенного частного сектора и довоенных бараков. Даже сеть улиц стала фрагментарной. От удобной прямоугольной сети старого города перешли к системе тупиков и хаотичных проездов в микрорайонах.
Николаевск-на-Амуре почти 100 лет был почти столичных, исключительным городом, что выражалось в целом крупных и разнообразных зданиях от эпохи модерна и эклектики, до конструктивизма и сталинского ампира. Судя по фотографиям 1920-30-х гг. город выглядел целым, добротным, со своими слободами и поселками, с выраженным центром. Но в 1970-х гг. с одной стороны рост населения и экономики, количественное перерождение и одновременно деградация качества застройки. Благоустроенные хрущевки, Николаевская ТЭЦ дали жителям качество в квартирах, но город от напрочь однотипных зданий сразу же поблек. И сейчас по отдельным зданиям можно только догадываться и умозрительно реконструировать Николаевск доиндустриального прошлого.
Но и Индустриальный Николаевск умер, оставив остовы корпусов Домостроительного комбината и особенно гигантские стапеля судостроительного завода. Только две трубы ТЭЦ, как трубы парохода кажутся, что тянут город в светлое будущее.
И даже если оно наступит, будет реанимирована экономика и вновь пойдет рост города, то сделать Николаевск приятным и комфортным будет значительно сложнее из-за разрушения центра города в 1970-80-х гг. Хабаровск и Благовещенск, возникшие и развивавшиеся до революции темпами сравнимыми с Николаевском сохранили приятные исторические районы города. Думаю, что вероятно о привлекательности Николаевска, как культурно-туристического и исторического города в советские годы не задумывались, как во многих других городах России.
Подлинно приятным местом является только небольшая набережная по ул. Советской, где сосредоточено около десятка памятников и монументов, подтверждающий исключительный статус города.
Вместо заключения. Думы о будущем
Думая над историей города, его взлетами и падениями представляется, что это еще не последний упадок города и вновь будет расти. Последние 20 лет он мучительно свыкается со статусом заштатного городка, и это тяжело особенно для бывшего портового города, где масштаб людей был общемировой. Николаевск конечно велик для своего нынешнего Николаевского района, где полтора десятка деревень и только одно предприятие ГОК в Многовершинном. А потому он вновь войдет в равновесное состояние, когда население сократится до 10-15 тыс. человек, останутся те, кто знает и умеет зарабатывать опять фактически на натуральной экономике – рыба, охота, немного лес, золото. Но еще и останется раскуроченный и испорченный хрущевками центр города.
История Николаевска показывает, что при должной государственной политике потенциал места позволяет здесь иметь и крупный город и организовывать/управлять колоссальной территорией, но саморазвитие города (как например Хабаровска, также перешедшего к постиндустриальной экономике), удаленного от наземных транспортных путей не получается. А это значит, что правы районные депутаты, что без железной и автомобильной дороги, говорить об индустриально-инфраструктурном развитии Николаевска бессмысленно. В то, что РЖД построит в ближайшие 20-30 лет мост на Сахалин и тем более ответвление в Николаевск и мост через 5-тикилометровый Амур мне не верится. Наблюдая за тем, как активно вкладывают государственные средства во Владивосток и без того богатый город, видишь за этими «мостами на остров Русский» и недоинвестирование в другие города Дальнего Востока, видишь нищий Николаевск, и заброшенный БАМ. Оснований для изменения сугубо точечной политики развития на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск, север Сахалина) увы, нет, чтобы не декларировала «Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года». Вытекает вывод, что Николаевску стоит рассчитывать только на свои силы и ресурсы. Вывод грустный, но он реалистичный для большей части малых и средних городов нашей страны (и для Георгиевска такой же, о чем я еще больше переживаю). Своих сил и ресурсов хватит на небольшой город с населением до 10 тыс человек, где хотелось бы помимо натуральной экономики видеть еще и попытки восстановления славной истории (Чныррахская крепость, укрепрайоны устья Амура, музей, отдельные здания, набережная). Конечно, Николаевск далек от туристических маршрутов, но ресурсы для туризма у него есть, т.к. людей с мировыми именами, мировая история (Крымская война, Первая мировая война) разыгрывалась и в этом городе и в этом плане крайне мало городов на Дальнем Востоке, которые имеют такой багаж прошлого в дополнении с величественным Амуром и сурово-торжественной природой (только Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский), но это все крупные города. А потому устойчивое развитие Николаевск-на-Амуре в среднесрочной перспективе видится в постиндустриальном развитии, для которого хватит современного аэропорта, теплохода и автодороги до Хабаровска. Одновременно, я думаю, что такая временная и вынужденная из-за невнимания государства к Дальнему Востоку «консервация» потенциала и положения города продлится не больше нескольких десятилетий. А потом опять будет рост. Потенциал территориальных возможностей города позволяет отстроить здесь город с миллионным населением. Конечно, в эпоху когда мир вступает в период суженного воспроизводства важна не количество, а качество населения и, соответственно, городской среды, и оттого миллион жителей в Николаевск – это скорее ресурс территории, но не отдаленная реальность. Которую вижу в достаточно крупном, сбалансированном городе управляющем севером Хабаровского края, Сахалина и бассейна Охотского моря.
Николаевск-на-Амуре – Хабаровск - Дзержинский, 26 - 28.03.2010
) Код ОКАТО:
08414
Основан:
1850
Город с:
1856
Город районного подчинения (Николаевский р-н Хабаровского края)
Центр:
Николаевский р-н
Отклонение от московского времени, часы:
7
Географическая широта:
53°09"
Географическая долгота:
140°44"
Высота над уровнем моря, метров:
30
Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Николаевск-на-Амуре
Карта
Николаевск-на-Амуре: фото из космоса (Google Maps)
Николаевск-на-Амуре: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Николаевск-на-Амуре. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) |
|||
1 | Богородское | 89 () | Ю |
2 | 153 () | В | |
3 | Ноглики (Сахалинская область) | 221 () | ЮВ |
4 | 268 () | Ю | |
5 | Тымовское (Сахалинская область) | 287 () | ЮВ |
6 | им. Полины Осипенко | 297 () | З |
7 | Берёзовый | 381 () | ЮЗ |
8 | 386 () | ЮЗ | |
9 | Солнечный | 390 () | ЮЗ |
10 | Чумикан | 395 () | СЗ |
Краткая характеристика
Расположен на левом берегу Амура, в 80 км от его впадения в Амурский лиман, в 583 км от ж.д. станции Комсомольск-на-Амуре, в 977 км к северо-востоку от Хабаровска. Речной и морской порт.
Николаевск-на-Амуре - промышленный и культурный центр Северного Приамурья.
Территория (кв. км): 50
Информация о городе Николаевск-на-Амуре на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Основан в 1850 г. российским мореплавателем адмиралом Г.И. Невельским как военно-административное поселение (Николаевский пост, название в честь императора Николая I (1796-1855)), которое благодаря удобному георграфическому положению в короткий срок приобрело важное экономическое и политическое значение на Тихоокеанском побережье. В 1855 г. сюда перенесён порт из Петропавловска-Камчатского.
Город Николаевск с 1856 г. В 1858-1880 гг. - областной центр Приморской области.
В 1872-73 гг. порт перенесён во Владивосток.
В конце 19 в. Николаевск - центр Удского округа Приморской области, насчитывалось 328 частных домов, 40 казённых, 2 церкви.
В годы гражданской войны на территории Николаевска шли ожесточённые бои, в июле 1920 г. сожжён партизанами, впоследствии отстроен заново. В 1926 г. переименован в Николаевск-на-Амуре. До 1929 г. уездный город, до 1934 г. - центр Николаевского округа, в 1934 - Нижне-Амурской области.
Показатели муниципального образования
Показатель | 2001 |
Демография | |
Число родившихся, на 1000 населения | 8.6 |
Число умерших, на 1000 населения | 18.4 |
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения | -9.8 |
Уровень жизни населения и социальная сфера | |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. | 3421 |
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м | 20 |
Число дошкольных учреждений, шт. | 8 |
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек | 1.1 |
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. | 11 |
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек | 4.2 |
Численность врачей, чел. | 135 |
Численность среднего медицинского персонала, чел. | 562 |
Число больничных учреждений, шт. | 5 |
Число больничных коек, тыс. шт. | 0.6 |
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. | 7 |
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. | 0.5 |
Экономика, промышленность | |
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. | 372 |
Строительство | |
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. | 163.1 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади | 0.4 |
Ввод в действие жилых домов, квартир | 9 |
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест | 0 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест | 0 |
Ввод в действие больничных учреждений, коек | 0 |
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену | 0 |
Транспорт | |
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. | 4 |
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. | 3 |
Связь | |
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. | 5.3 |
Торговля и услуги населению | |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 456.5 |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 15116 |
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 12.8 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 216.7 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 5569.9 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 10 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. | 256.1 |
Инвестиции | |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. | 45.5 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % | 27.9 |
Источники данных:
- Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2003.
Экономика
Ведущие отрасли: обслуживание рыбной промышленности и судоремонт. Предприятия пищевой промышленности (рыбокомбинат, колбасная фабрика и др.).
В Николаевском районе выращивают картофель, овощные, кормовые культуры. Птицеводство, мясо-молочное скотоводство.
Месторождения золота, бурого угля, железной руды, алунитов, цеолитов, стройматериалов.
Основные предприятия
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ООО "Многовершинный"682449, Хабаровский край, Николаевский р-н, пгт Многовершинный,
Предлагает: Добыча драгметаллов
СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ОАО "Николаевск-на-Амуре судостроительный завод"682430, Хабаровский край, Николаевский р-н, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 126
Предлагает: ремонт судов
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ
Николаевск-на-Амурский объединенный авиаотряд682430, Хабаровский край, Николаевский р-н, г. Николаевск-на-Амуре, аэропорт
Предлагает:
Культура, наука, образование
Город (с 1856 г.) в России, районный центр Николаевского района Хабаровского края. Cтарейший город в Приамурье и Приморье.
До 1926 - Никола́евск.
Численность населения 28492 чел. (перепись 2002 г.); 22752 чел. (перепись 2010 г.); 18636 чел. (2018).
Основатель Николаевска Г. И. Невельской, выдающийся путешественник и исследователь Юго-Западной части Охотского моря, низовьев Амура и Татарского пролива. Именно его исследования обратили внимание на Дальний Восток Российской общественности и, хотя Невельскому не разрешили основать русские поселения на Амурских берегах, он нарушил высочайшее повеление, и 1 (13) августа 1850 года на мысе Куегда, в присутствии местного населения поднял русский флаг и заложил Николаевский пост.
Первое время Николаевский пост оставался только торговой станцией Российско-Американской компании, но буквально через полтора года он становится центром торговли всего Нижнего Амура. Пост расширяется: строятся казармы, офицерские флигели, склады, пристани. Летом 1854 года с верховьев Амура прибыл «Аргунь» во главе целого каравана барж, плотов. Среди прибывших людей были мастера для строительства будущего города. Николаевский пост преображался с каждым днем. В 1855 году сюда из Петропавловска-Камчатского перенесен морской порт.
Основание Николаевска - не рядовой факт возникновения нового поселения, а событие большого международного значения. Оно положило конец захватническим планам США, Англии, Франции и навечно закрепляло Приамурье и Приморье за Россией. Особую роль сыграл город в период Крымской войны (1854-1856 годов) в обороне восточных окраин России и сохранении русского Тихоокеанского флота.
14 ноября 1856 года присвоен статус города и полное название - город Николаевск-на-Амуре. В этом же году он становится областным центром Приморской области, куда входили Камчатка и Сахалин.
К 1860 году это был уже типичный Российский город среднего достатка. Он служил базой для освоения Приморья и Приамурья, результатом которого стало возникновение новых экономических центров Дальнего Востока, таких как города, Владивосток, Хабаровск, Благовещенск. Город растет, появляются первые торгово-промышленные заведения. Развивается частное судоходство, торговля, открываются школы, начинает выходить газета «Восточное Поморье». Первый номер её вышел 15 июня 1865 года. Это была первая газета на обширной территории Дальнего Востока.
Находя экономическое развитие города стабильно прогрессирующим, в Николаевск устремились русские торговцы, коммерсанты, представители промышленных фирм. В 1860 году в городе было построено 706 общественных и жилых зданий, 10 магазинов, 2 госпиталя, 4 учебных заведения. Интенсивный рост Николаевска продолжался до 1865 года
Перенесение военного морского порта в 1871-1872 годах в более удобный и незамерзающий город Владивосток, административного управления областью в 1880 году в город Хабаровск, привели к тому, что Николаевск быстро утратил свое былое значение и превратился в заштатный провинциальный городок. Но выгодное географическое положение, богатые природные возможности способствовали уже во второй половине 1890-х годов новому росту города. В эти годы в низовьях Амура были открыты богатые месторождения золота. Николаевск переживает новый расцвет, который пришелся на время золотой лихорадки. В городе и его окрестностях развертывалось оживленное строительство. Появляются золотосплавочная лаборатория, а также конторы Охотской и Амурско-Орельской золотопромышленных компаний.
К 1895 году население сократилось до 1000 человек. Добыча золота постепенно привлекает переселенцев, и к 1897 году численность населения достигает 5668 человек. Возникновение и рост горнорудной промышленности оказали благотворное влияние на подъем и развитие Николаевска как морского и речного портового центра. В 1911-1912 годах по объему грузоперевозок по Дальнему Востоку Николаевский порт занимает второе место после Владивостокского, превосходя такие Российские порты как Керчь и Виндава.
В 1896-1899 годах в Николаевске начинается подъём рыбной промышленности. «Рыбная лихорадка» изменила положение к лучшему. На всем побережье лимана и устья Амура в короткий срок было создано огромное число рыбопромысловых и рыбозасольных участков. В районе Николаевска сформировалась рыбопромышленность, как отрасль хозяйства. На этой основе в городе возродилось судостроение, созданы предприятия по судоремонту, механической переработке леса и изготовлению бочкотары. Определенное развитие получили ремесленно-кустарные промыслы.
Николаевск в конце XIX столетия получил значение крупного торгово-промышленного посёлка. Число зданий вновь увеличилось до 2136. Развилась сеть образовательных заведений: школ, училищ. В 1914 году городу был возвращён статус «окружной город», в связи с чем началась реконструкция морского порта. Превращение Николаевска в крупнейший промышленный и торговый центр на Дальнем Востоке сказалось на его внешнем облике. Город расширился и стал намного красивее, чем он был в 60-х годах XIX века. Его планировка, выполненная по передовым планам градостроительства, включала в себя 189 кварталов, 24 улицы и 5 переулков.
Среди государственных и муниципальных учреждений Николаевска выделялось полицейское управление, уездное казначейство, золотосплавочная лаборатория, электростанция, почтово-телеграфная станция, механическое заведение. Немало внимания уделялось и культурному отдыху горожан. К их услугам предназначались: библиотека, общество любителей сценического и музыкального искусства, цирк, кинотеатр и фотоателье. Единственным видом городского транспорта оставался конный, хотя в 1912 году местной думой было внесено предложение о строительстве в Николаевске трамвайной линии. Но этот проект так и не осуществился.
10 января 1906 года восстал гарнизон Чныррахской крепости. Власть перешла в руки солдат, которые удерживали ее в течение месяца. Восстание было подавлено местными властями. В августе 1906 года вспыхнула забастовка грузчиков.
В 1913 году Николаевск в очередной раз становится областным центром, на этот раз Сахалинской области (до 1922 года).
Перед революцией в городе насчитывалось около 1200 домовладений и свыше 15 тысяч постоянного населения. Город имел электрическое освещение и телефонную связь - новшество, весьма редкое в ту пору для окраин русской империи.
Борьба за Советскую власть на Нижнем Амуре растянулась почти на пять долгих лет. Период Гражданской войны и интервенции привели город в состояние полной экономической разрухи, голода, нищеты. В 1918 году началась японская интервенция.
В начале декабря 1919 г стал спускаться по Амуру к Николаевску партизанский отряд под командованием 23-летнего Якова Тряпицина, в рядах которого находилось немало бывших уголовников, сбежавших в своё время с сахалинской каторги и промышлявших грабежами в тайге. 22 января город был окружён красными. Для защиты Николаевска была организована дружина – из интеллигенции, чиновников, владельцев и служащих торгово-промышленных предприятий и домовладельцев. Приблизительно 300 человек, общая численность японских сил составила до 900 человек. 10-12 февраля город был подвергнут бомбардировке из 57 мм орудия. Затем, 20-22 февраля – двумя 6 дюймовыми и двумя 57 мм орудиями. Было выпущено свыше 150 снарядов.
24 февраля японское командование начало переговоры с красными о возможной сдаче города. После выработки условий, на которых сдавался город, красные 28 февраля 1920 г. вошли в город и сразу приступили к аресту граждан по списку. К 11 марта тюрьма была переполнена арестованными, доходивших до 700 человек. В ночь на 12 марта началось выступление японцев против красных, спровоцированное ультиматумом Я. И. Тряпицына, выдать несколько сот винтовок и пулемётов. В результате сражения сдались до 45 японцев. В тот же день они были убиты красными. 13 марта было подожжено здание японского консула. Погибло человек 30 солдат и гражданские лица. За два дня были убиты все мирные граждане, укрывшиеся в консульстве без различия пола и возраста. Было их 117 мужчин и 11 женщин. Группа японских солдат стала пробиваться от консульства по льду к китайским канонеркам, но все погибли под перекрёстным огнём с берега и с канонерок. 14 марта начался обстрел из 6-ти д. орудия казармы, где скрывались оставшиеся в живых японские солдаты и несколько граждан. После 3-х дневного обстрела (каждый день выпускалось до 120 снарядов), 17 марта, японцы сдались. Им была обещана жизнь и возвращение весной на родину. Всего сдалось 132 солдата и 4 японских женщины, которые были уничтожены 24 мая, при подготовке города к эвакуации.
12 и 13 марта, во время выступления японцев, все русские заключённые в тюрьме, были убиты партизанами. В эти дни погибло свыше 600 человек, преимущественно интеллигенции. Подручный Тряпицына Лапта, собственноручно выстрелом в затылок убил Управляющего Сахалинской областью Ф. Ф. Фон Бунге. Остальные были убиты посредством шашек, штыками, топорами, поленьями – убивали, кто как хотел, только не выстрелами. Мучения всех заключённых были ужасны, им пришлось вытерпеть всё, что могла придумать разнузданная чернь, получившая право жизни в свои руки.
Покончив с заключёнными, партизаны направились резать и убивать японских граждан. Многие просили пощады, но многие умирали со стойкостью и смелостью. Умирали молча, с презрением к своре злодеев. Ужасы происходящего были так велики, что некоторые из убийц довели себя до душевного расстройства. В течение двух дней большевиками была уничтожена вся японская колония и весь экспедиционный отряд.
В эти дни началась подготовка к эвакуации города, вызванная сообщениями о высадке японского десанта в Де-Кастри. Решение о полной эвакуации города и его сожжения было принято по предложению Тряпицына и Лебедевой. 20 мая, вместе с китайским консулом, ушли из города китайские канонерки, стоявшие у Николаевска. После этого аресты и убийства приняли массовый характер.
В ночи на 22 и на 23 мая были произведены аресты семей, члены которых были убиты в ночь с 12 на 13 марта. Никто из граждан не считал себя в безопасности, так как аресты не прекращались ни на минуту. Часть арестованных, тотчас отводилась на берег Амура и там убивалась. В городе царили безумие и ужас. Граждане старались достать себе яд, чтобы при аресте не даться в руки извергам живыми. Жителей охватил сплошной ужас. У всех была только одна мысль – покинуть, во что бы то ни стало город.
24 мая было произведено убийство штыками и топорами заключённых японцев. Трупы их были брошены в Амур. В тот же вечер были перебиты и заключённые в тюрьму русские. Стоны, вопли раненных, заглушаемые выстрелами, переплетаясь со зверскими выкриками партизан, опьянённых кровью доносились из застенка. Люди, живущие рядом, в ужасе бежали от тюремного двора.
28 мая началось поголовное истребление оставшихся жителей. Арестованных приводили в следкомиссию, там связывали руки и оставляли ожидать «составление партии». После того как партия достигала 20-30 человек, её увозили на катере, который доставлял связанных на середину Амура и тут, ударив колотушкой по голове, в бессознательном состоянии арестованных сбрасывали в реку. Этот способ убийства изобрёл партизан Силин. 28 мая красные приступили к истреблению огнём рыбачьих посёлков напротив Николаевска, а 29 мая и городской недвижимости. 31 мая весь город представлял море огня. Треск горящего дерева был слышен за 8 км, а дымовой мрак висел в районе города 3 дня. Не успевшие бежать жители, спасаясь от огня, столпились на пристанях, не подозревая, что они заминированы большим количеством взрывчатки. Партизаны придумали это изуверство, чтобы насладиться результатом взрыва. Теперь палачи, не связанные никакими формальностями ходили по улицам, среди пожарищ, и убивали всех, кто ещё оставался в живых. 1 июня партизаны, груженные награбленным, покинули то, что осталось от города.
Так завершились трагические события в Николаевске-на-Амуре. Из примерно 4000 домов в городе уцелело не более 100: Город, долгое время считавшийся одним из красивейших на Дальнем Востоке, фактически был уничтожен.
zavtra.ru/content/view/murkina-respublika/
В 1922 году в городе была установлена советская власть.
В 1934 году город назначен центром Нижне-Амурской области.
В 1941 году на фронт отправляются тысячи жителей Николаевска. В 1942 году запускаются действующие судоремонтный завод и судоверфь.
Одним из райцентров Хабаровского края город становится в 1956 году. В 1960 году открыт судостроительный завод.
В 1985 год начинает работу Нижнеамурский горно-обогатительный комбинат.
В 1998 году по заказу японской фирмы на судостроительном заводе создано научно-исследовательское судно НИС-4.
В 2002 году построен новый православный храм.
В 2003 году горно-металлургический комбинат ООО «Многовершинное» достиг проектной мощности по добыче золота и занял третье место среди российских ГМК.
В Николаевском мореходном училище в 1858-1865 годах учился адмирал С. О. Макаров. Здесь бывали путешественники Н. М. Пржевальский и В. К. Арсеньев, писатели А. П. Чехов и А. А. Фадеев. В нем служили создатель первого русского самолёта А. Ф. Можайский и полярный исследователь Г. Я. Седов.