Зимняя И.А. Педагогическая психология. Педагогическая психология: учебник для вузов Под редакцией н.В. Клюевой

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Под редакцией н.В. Клюевой

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

031000 «Педагогика и психология»,

033400 «Педагогика»

Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова ЮЛ.,

Кабанова Т.Е., Кашапов М.М., Рожков М.И.,

Смирнов А.Л., Субботина Л.Ю., Третьякова Г..Ф.

Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

ISBN 5-305-00083-1.

Учебник освещает современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, выражающиеся прежде всего в характеристике предмета, задач, принципов и методов педагогической психологии науки и сферы практической деятельности. Большое внимание уделяется связи образования и культуры, философско-психологическим основам и принципам построения образовательного процесса, роли психолога, работающего с детьми, педагогами, управленцами, родителями. Для самостоятельной работы студентов предложены вопросы с целью их обсуждения, практические задания, способствующие развитию исследовательских навыков. Для преподавателей предназначены темы семинарских занятий по основным изучаемым вопросам.

Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей общеобразовательных школ, колледжей, техникумов и профессиональных учебных заведений.

ББК 88.8я73

© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Серийное оформление обложки.

«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

Предисловие

Педагогическая психология - наука, предметным полем которой является образование. Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии. Для психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?». Любая акция педагогического сообщества ценна только при соблюдении Конвенции о защите прав ребенка, принятой в 1989 г. Организацией Объединенных Наций и ратифицированной в 1990 г. в России (приложение 1).

Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов - детей, родителей и педагогов, - огромны. Современная педагогическая психология строится на принципе неразрывности субъекта и объекта. Она превращает конструирование жизни в исходный пункт своего исследования, рассматривая в свою очередь само исследование как проектирование феноменов, формируя таким образом сознание и психологов и педагогов. Психолого-педагогические теории, данные в учебнике, объясняют накопленную информацию, делают более понятными сложные явления, прогнозируют последствия принимаемых решений и обнаруживают новые факты. Но самое главное - они решают одну из важнейших проблем., заключающуюся в том, каким должен быть психолог, работающий в образовании, какие принципы должны определять его профессиональную и личную позицию. И это во многом зависит от знаний психолога, которые могут быть получены из учебников. Однако в большей степени эффективность работы психолога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Тем более важна ответственность, которую он берет на себя, осознанность каждого его действия, понимание последствий принимаемых решений.

Базовыми и универсальными принципами работы психолога в образовании являются:

Гуманность - уважение личности и прав субъектов образовательного процесса, признание их личностного роста приоритетным направлением и главной целью работы психолога;

Экологичность - отказ от любых форм экспансии, ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие безопасную атмосферу общения;

Демократичность - опора на демократические принципы при осуществлении работы в образовании; психолог стремится занять позицию равноправного сотрудничества, партнерства и соучастия с родителями, детьми и педагогами;

Конструктивность - работа психолога направлена не на выявление ошибок, нарушений и т.п., а на поиск ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса;

– открытость – действия психолога осуществляются гласно, открыто;

Понятность и приемлемость для работников образования методов, применяемых психологом;

Конфиденциальность - результаты работы психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействовал с ним.

В учебник включены вопросы и задания, над которыми студенты могут подумать сами или обсудить вместе с преподавателем и группой на семинаре, предложены ситуации, которые могут быть использованы при освоении нового учебного материала, для систематизации знаний по соответствующему разделу, при контроле качества усвоения материала, при проведении семинарских занятий. Ситуации могут обсуждаться в группах (по 3-4 человека), каждая из которых обосновывает свой вариант решения и определяет подходы к формированию личности ребенка. Для преподавателей, ведущих курс «Педагогическая психология», будут полезны темы семинаров, предложенные после каждой главы.

Название: Педагогическая психология.

Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения. С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии, показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению.
Для студентов педагогических и психологических направлений и специальностей. Представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей и преподавателей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Хорошо известны основные нравственно-этические, профессиональные заповеди медиков, соотносимые с предостережением великого мыслителя и врачевателя Востока Ибн Сины (Авиценны) (980-1037): «Не навреди». Они выражены в клятве Гиппократа (IV в. до н.э.), которую дают выпускники медицинских ВУЗов. Возникает вопрос, существуют ли в педагогике профессиональные заповеди, которые определяют характер и эффективность педагогического воздействия. По нашему глубокому убеждению, в качестве таковых можно назвать два совета начинающим педагогам: «пойми ученика» и «помоги ему научиться». Следование им с учетом всей сложности образовательного процесса, знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия способствуют выполнению основной задачи образования - развития и становления личности ученика.
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия)
ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания
§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии
§ 2. История становления педагогической психологии
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики
§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии
§ 2. Методы исследования в педагогической психологии
ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Образование в современном мире
§ 1. Образование как многоаспектный феномен
§ 2. Основные направления обучения в современном образовании
§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе
§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
§ 2. Обучение и развитие
§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 1. Субъекты образовательного процесса
§ 1. Категория субъекта
§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности
§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
§ 2. Субъектные свойства педагога
§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности
§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
§ 3. Студент как субъект учебной деятельности
§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
Глава 2. Учебная мотивация
§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
§ 2. Учебная мотивация
Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося
§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
§ 2. Навык в процессе усвоения
Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности
§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы
§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности
§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
Глава 2. Педагогические функции и умения
§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
Глава 3. Стиль педагогической деятельности
§ 1. Общая характеристика стиля деятельности
§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога
§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
§ 3. Схема психологического анализа урока
ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество
§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
Глава 3. Общение в образовательном процессе
§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
Глава 4. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Здесь выложена бесплатная электронная книга Педагогическая психология: учебник для вузов автора, которого зовут - Коллектив авторов . В библиотеке АКТИВНО БЕЗ ТВ вы можете скачать бесплатно книгу Педагогическая психология: учебник для вузов в форматах RTF, TXT, FB2 и EPUB или же читать онлайн книгу - Коллектив авторов - Педагогическая психология: учебник для вузов без регистраци и без СМС.

Размер архива с книгой Педагогическая психология: учебник для вузов = 281.39 KB

Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф
Педагогическая психология

Предисловие

Педагогическая психология – наука, предметным полем которой является образование. Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). В образовании все активнее используется практико-ориентированное обучение, задачей которого является развитие способностей учащихся получать знания на основании собственного опыта посредством рефлексии. Для психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?». Любая акция педагогического сообщества ценна только при соблюдении Конвенции о защите прав ребенка, принятой в 1989 г. Организацией Объединенных Наций и ратифицированной в 1990 г. в России (приложение 1).
Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов – детей, родителей и педагогов, – огромны. Современная педагогическая психология строится на принципе неразрывности субъекта и объекта. Она превращает конструирование жизни в исходный пункт своего исследования, рассматривая в свою очередь само исследование как проектирование феноменов, формируя таким образом сознание и психологов и педагогов. Психолого-педагогические теории, данные в учебнике, объясняют накопленную информацию, делают более понятными сложные явления, прогнозируют последствия принимаемых решений и обнаруживают новые факты. Но самое главное – они решают одну из важнейших проблем, заключающуюся в том, каким должен быть психолог, работающий в образовании, какие принципы должны определять его профессиональную и личную позицию. И это во многом зависит от знаний психолога, которые могут быть получены из учебников. Однако в большей степени эффективность работы психолога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания. Этический кодекс психолога в России еще не стал регулятором его профессиональной деятельности. Тем более важна ответственность, которую он берет на себя, осознанность каждого его действия, понимание последствий принимаемых решений.
Базовыми и универсальными принципами работы психолога в образовании являются:
– гуманность – уважение личности и прав субъектов образовательного процесса, признание их личностного роста приоритетным направлением и главной целью работы психолога;
– экологичность – отказ от любых форм экспансии, ориентация на неманипулятивные, ненасильственные способы работы, обеспечивающие безопасную атмосферу общения;
– демократичность – опора на демократические принципы при осуществлении работы в образовании; психолог стремится занять позицию равноправного сотрудничества, партнерства и соучастия с родителями, детьми и педагогами;
– конструктивность – работа психолога направлена не на выявление ошибок, нарушений и т. п., а на поиск ресурсов для развития и совершенствования образовательного процесса;
– открытость – действия психолога осуществляются гласно, открыто;
– понятность и приемлемость для работников образования методов, применяемых психологом;
– конфиденциальность – результаты работы психолога не могут быть оглашены без согласия того, кто взаимодействовал с ним.
В учебник включены вопросы и задания, над которыми студенты могут подумать сами или обсудить вместе с преподавателем и группой на семинаре, предложены ситуации, которые могут быть использованы при освоении нового учебного материала, для систематизации знаний по соответствующему разделу, при контроле качества усвоения материала, при проведении семинарских занятий. Ситуации могут обсуждаться в группах (по 3–4 человека), каждая из которых обосновывает свой вариант решения и определяет подходы к формированию личности ребенка. Для преподавателей, ведущих курс «Педагогическая психология», будут полезны темы семинаров, предложенные после каждой главы.

Глава 1
Педагогическая психология как предмет изучения

Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
В современной психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений . С другой, – ориентируясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным, предмет педагогической психологии определяется как процесс учения, который включает в себя его структуры, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся . В данном определении не представлены такие предметные области педагогической психологии, как психология воспитания и психология труда учителя.
А.В. Петровский, подчеркивая неразрывную связь возрастной и педагогической психологии, считает, что «предмет педагогической психологии – изучение психологических закономерностей обучения и воспитания». С его точки зрения, педагогическая психология изучает вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между преподавателем и учащимся.
В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом .
Педагогическая психология – это развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования. Психологическая служба образования начала формироваться в России с 1970 г. Используя современные достижения педагогической психологии, она повышает эффективность процесса обучения и воспитания. В 1999 г. разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации». В качестве основной цели психологической службы образования Положение определяет содействие формированию развивающегося образа жизни обучающихся, развитию у них творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
Традиционно от педагогической психологии как науки ожидают изучения, объяснения и описания феноменов, происходящих в образовании. В то же время педагоги и психологи, непосредственно имеющие с дело с образовательной практикой, порой не находят в педагогической психологии ответов на сущностно важные для себя вопросы: каковы цели, смысл и предназначение педагога и психолога в современном обществе, как поступать в той или иной проблемной профессиональной ситуации. У представителей академической психологии и практиков разные предметы профессиональной деятельности, разные цели и средства ее реализации, разный профессиональный язык. Рекомендательный способ взаимодействия науки и практики, особенно такой сложной, как образовательная, оказывается недостаточно эффективным. Это обусловлено тем, что рекомендации отстают от динамично развивающейся по своим законам реальной ситуации. Кроме того, не всегда учитывается, кто будет ими пользоваться. В затруднительной ситуации действуют и практические психологи. С одной стороны, результаты научных исследований обогащают их представления о сущности образовательного процесса, с другой – они зачастую не находят в них ответа, в частности, на такие вопросы, как: в чем смысл работы практического психолога в образовании? Как соотносится деятельность психолога и педагога? Как выстраивать технологию психологической работы с субъектами образовательного процесса? Научным миром осознана необходимость осмысления психологии образования как социокультурной и практико-преобразующей науки. «Необходимо рассмотреть науку с точки зрения ее включенности в процессы творения человеком человеческого мира и самого себя в этом мире» . Методология, теория и методика образования сегодня и, в частности, психология образования «избавились от статуса низшего жанра, недостойного научной рефлексии, а сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой» .
Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.
Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.
Основными задачами педагогической психологии являются:
– исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;
– выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
– создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
– изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.
Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.
Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.
Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.
Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.
Перед педагогической психологией встают новые задачи: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования, обеспечение ее эффективными методами работы, создание научно обоснованной и практикоориентированной системы подготовки психологов образования.
Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:
– психолог – диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей;
– психолог – конфликтолог и психотерапевт;
– психолог – проектировщик ситуации развития ребенка и образовательный среды в целом;
– психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;
– психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;
– психолог – консультант по управлению и специалист по развитию школы как образовательного учреждения.
Функция психолога в образовании – это функция развития и самого образования, и всех его субъектов (ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения).
Вопросы и задания
1. Что изучает педагогическая психология?
2. Дайте характеристику связи педагогической психологии с философией, культурологией, возрастной психологией, общей психологией.
3. Представьте, что вы разговариваете с учителем. Сформулируйте в понятной для него форме цели и задачи психологической службы школы.
План семинара
«Цели, задачи и функции психолога в образовании»
1. Предмет и задачи педагогической психологии.
2. Функции психолога, работающего в образовании.
3. Нормативно-правовое обеспечение работы психолога в образовании.
Основная литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.
М., 1998.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 1999.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
5. Якунин ВА. Педагогическая психология. СПб., 1998.
Дополнительная литература
6. Вербицкий АА. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки //Проблемы психологии образования. М., 1992.
7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
8. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. М., 1997.
9. Ляудис В.Я. Психологическое образование в России: новые ориентиры и цели. // Вопросы психологии. 1998. № 5.
10. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

Принципы и методы педагогической психологии

Принципы педагогической психологии

Формирование современной педагогической психологии определяется гуманитарными идеалами научности, направленными на становление самостоятельного, жизнеспособного человека как уникального духовного образования в условиях обучения и воспитания.
Принцип социальной целесообразности. Развитие педагогической психологии обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом, которые определяют социальную целесообразность тех или иных действий теории и практики. Так, на настоящем этапе социально целесообразным становится создание таких образовательных систем, которые способствуют воспитанию самостоятельной, автономной личности, способной к определению и реализации целей собственного развития и дальнейшего развития общества.
Любое психическое явление или система, ставшие предметом изучения педагогической психологии, анализируется с точки зрения социальной целесообразности на двух уровнях:
– уровень адаптации (непротиворечие индивидуальных норм субъекта общественным требованиям при обеспечении своей жизнедеятельности);
– уровень преобразования себя и общества (создание новых общественно-исторических форм, способствующих развитию данного человека (системы) и прогрессу общества в целом).
Принцип единства теории и практики. Образовательная практика является основным источником проблем для теоретических и экспериментальных исследований педагогической психологии, а также критерием оценки их результативности. Психолого-педагогическая теория и практика взаимно влияют друг на друга.
Выделяются три ключевых вопроса при организации взаимодействия теории и практики педагогической психологии:
Зачем? Поиск смысловых оснований применения новых психологических знаний человеком (вовлечение человека в событийную общность с новым знанием и с психологом, приобретение личностного смысла в новом знании, приобретение потенциала для совершения дальнейших преобразований).
Что? Определение целей психологического воздействия (в зависимости от понимания природы человека и его развития);
Как? Оценка эффективности применяемых психотехник (целесообразность применения, характер влияния психолога, краткосрочные и долгосрочные результаты влияния психолога и т. д.).
Принцип развития. Целью любого воздействия теории и практики педагогической психологии является становление, развитие участников образовательного процесса и системы образования в целом. Любое явление и процесс изучается в развитии и становлении, а не в качестве завершенной системы. Эффективная система образования и воспитания гармонично сочетает в себе развитие трех типов:
– рост и созревание – приобретение психических новообразований путем их биологического вызревания в процессе онтогенеза без активного вмешательства со стороны участников образовательного процесса. Примерами образовательных систем, основанных на данном типе развития, являются системы свободного воспитания личности (Вальдорфская школа, школа М. Монтессори и др.);
– формирование – приобретение психических новообразований за счет интериоризации общественного опыта и норм, активно транслируемых взрослыми участниками образовательного процесса. Образовательные подходы, основанные на данном типе развития, – бихевиористический и деятельностный;
– преобразование – приобретение психических новообразований через самостоятельный поиск средств собственного психического развития. Данный тип развития осуществляется при содействии взрослых участников образовательного процесса, основная задача которых состоит в создании возможностей для самосовершенствования ребенка. Гуманистическая педагогика, экзистенциально-гуманистический и субъектный подходы к образованию реализуют данный принцип развития на практике.
Принцип детерминации позволяет устанавливать взаимосвязь предмета исследования с предыдущими или последующими событиями и отношениями его жизни, прогнозировать его дальнейшее поведение в зависимости от определенных воздействий среды. Выделяется два типа детерминации:
Каузальная детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда событие/отношение прошлого опыта неизбежно приводит к формированию определенного психического качества человека. Например, девиантное поведение подростка позволяет предположить наличие неблагоприятных факторов семейного воспитания данного ребенка и выработать программу их оптимизации. Недостатками интерпретации, построенной на каузальной детерминации, являются влияние стереотипов, а также жесткая привязанность к прошлому опыту субъекта, невозможность рассмотрения уникальных возможностей субъекта в преодолении каких-либо трудностей.
Целевая детерминация устанавливает такие отношения между психическими явлениями, когда цели и ценности субъекта направляют и определяют его жизнедеятельность. Психологическая помощь девиантному подростку в данном случае будет строиться на основе выявления его жизненных целей и ценностей, а также формирования самостоятельных навыков достижения данных целей.
Принцип системности. Предмет исследования рассматривается как компонент системы, имеющей самостоятельную цель функционирования. В педагогической психологии целью любой системы является развитие ее участников, осуществляемое на различных уровнях:
индивидуальном, который включает в себя генотипические, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности и т. д.;
социальном, в котором содержатся коммуникативные навыки участников, выполнение социальных ролей, принципы существования социальной общности и т. д.;
духовном, имеющем ценностно-смысловые основания существования человека, субъектность человека – баланс между индивидуальными и социальными детерминантами поведения, отраженную субъектность – вклад в культуру и жизнь других людей.
После того как установлен состав уровней системы, анализируются взаимоотношения между ними, выявляются закономерности их функционирования, изучается генезис системы и системные качества изучаемого предмета.

Методы педагогической психологии

В психологии, в том числе педагогической, к настоящему моменту сложились два методологических подхода к изучению человека: естественнонаучный и гуманитарный (психотехнический).
Естественнонаучный подход направлен на построение истинной картины происходящего, познание объективных, общих законов природы. Психолог занимает позицию отстраненного исследователя, не влияющего на происходящее с исследуемым объектом. Исключено влияние собственного отношения к происходящему, ценностей, которые признает исследователь. Различные типологии, классификации являются результатом использования математических методов обработки результатов.
Гуманитарный подход концентрируется на наиболее сущностных проявлениях человеческой природы: ценностях, смыслах, свободе, ответственности. Для этого подхода наиболее важным становится не столько понимание психологических закономерностей и фактов, сколько отношение человека к этим фактам, смыслы, которые он им придает. В гуманитарном познании акцент смещается с выявления общих закономерностей на поиск индивидуального, особенного. Кроме того, в гуманитарном подходе признается сложность, противоречивость и изменчивость человеческого бытия.
Педагогическая психология как наука нуждается в накоплении эмпирических данных, их систематизации и объяснении. Для этого в рамках естественнонаучной парадигмы сформированы две исследовательские стратегии:
стратегия наблюдения, обеспечивающая сбор данных в контексте поставленной исследователем задачи, накопление эмпирического материала, для того чтобы в дальнейшем выйти на описание закономерностей наблюдаемого процесса или явления;
стратегия естественнонаучного констатирующего эксперимента, которая позволяет обнаружить явление или процесс в контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание. Ребенок, педагог или родитель выступают здесь для психолога в качестве объекта исследования, испытуемого. Программа исследования формируется заранее, влияние психолога на изучаемый процесс должно быть сведено к минимуму;
третья стратегия формирования того или иного процесса с заданными свойствами предполагает активное взаимодействие психолога с другим человеком. Появление этой стратегии связано с тем, что современная педагогическая психология становится наукой не об устоявшемся личном сознании человека, но о сознании становящемся, развивающемся, сознании духовно растущего человека, совершающего усилие и работу по своему развитию. Процедуры, используемые для реализации этой стратегии, гибкие, зависящие от особенностей взаимодействия. Психолог проявляет заинтересованность в происходящем. Для реализации третьей стратегии особенно важны умения психолога интерпретировать, понимать, рефлексировать, проблематизировать и вступать в диалог с другим человеком.
Интерпретация. В основе каждого языка лежат некоторые понятийные конфигураторы, которых мы условно назвали «интерпретационные схемы». Факты, помещаемые в личные интерпретационные схемы, приобретают различные смыслы. Возможность вхождения в смысловое поле другого ведет к пониманию людьми друг друга.

Учебник по педагогической психологии. 2000. —384 с.Для студентов педагогических и психологических специальностей.
Педагогическая психология: становление, современное состояние часть.
Образование - глобальный объект педагогической психологии часть.
Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса часть.
Учебная деятельность часть.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах часть.
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.Содержание:
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия).
Педагогическая психология: Становление, Современное состояние.
педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания.
Общенаучная характеристика педагогической психологии.
История становления педагогической психологии.
Педагогическая психология: основные характеристики.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии.
Образование - Глобальный объект педагогической психологии.
образование в современном мире.
Образование как многоаспектный феномен.
Основные направления обучения в современном образовании.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе.
Обучение и развитие.
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Педагог и ученики - Субъекты образовательного процесса.
субъекты образовательного процесса.
Категория субъекта.
Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъектные свойства педагога.
Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Личностные качества в структуре субъекта педагогической.
деятельности.
Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности.
Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.
Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Студент как субъект учебной деятельности.
Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.
Учебная деятельность.
общая характеристика учебной деятельности.
Учебная деятельность - специфический вид деятельности.
Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности.
Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности.
Учебная мотивация.
Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации.
Учебная мотивация.
Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения.
Навык в процессе усвоения.
Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности.
Общая характеристика самостоятельной работы.
Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах.
общая характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации.
Педагогические функции и умения.
Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения).
Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений.
Стиль педагогической деятельности.
Общая характеристика стиля деятельности.
Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности.
Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Психологический анализ урока в деятельности педагога.
Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ.
Схема психологического анализа урока.
Учебно-Педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.
общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие.
Учебно-педагогическое сотрудничество.
Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Общение в образовательном процессе.
Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия.
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
"Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Определение и общая характеристика затрудненного общения.
Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Приложение.
Литература.