Бомбардировка лейпцига 1945. Уничтожение дрездена - "мы покажем русским, на что способны". Огненный смерч втягивал людей…

В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей. Недавно немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс и бывший редактор британской газеты «The Times» Саймон Дженкинс вновь потребовали сделать это.

Их поддерживает американский журналист и литературный критик Кристофер Хитченс, заявивший, что бомбардировки многих немецких городов проводились исключительно для того, чтобы новые экипажи самолётов могли отработать практику бомбометания.

Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка».

Число жертв ужасной бомбардировки, случившейся с 13 по 15 февраля 1945 года, составляет от 25 000 до 30 000 человек (многие источники заявляют о большем числе). Город был разрушен практически полностью.

После окончания Второй мировой войны развалины жилых домов, дворцов и церквей разобрали и вывезли за город. На месте Дрездена образовалась площадка с размеченными границами бывших улиц и зданий.

Восстановление центра длилось около 40 лет. Остальную часть города застроили значительно быстрее.

По сей день ведётся восстановление исторических зданий на площади Ноймаркт.

Огненный смерч втягивал людей…

До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его Флоренцией на Эльбе. Здесь располагались знаменитая Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, красивейший дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, соперничавший по акустике с театром Ла-Скала, множество церквей, построенных в стиле барокко.

В Дрездене часто останавливались русские композиторы Пётр Чайковский и Александр Скрябин, а Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Фёдор Достоевский, работавший над романом «Бесы». Здесь у него родилась дочь Любаша.

В конце Второй мировой войны местные жители были уверены, что Дрезден не подвергнется бомбардировкам. В нём не было военных заводов. Ходили слухи, что после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии.

Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбёжки.

В 22 часа 03 минуты 13 февраля жители окраин услышали гул приближающихся самолётов. В 22 часа 13 минут 244 тяжёлых бомбардировщика «Ланкастер» британских Королевских ВВС сбросили на город первые фугасные бомбы.

В считанные минуты город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.

Один из лётчиков британских Королевских ВВС впоследствии вспоминал: «Фантастический свет вокруг становился всё ярче, когда мы приближались к цели. На высоте 6000 метров мы могли различить в неземном ярком сиянии детали местности, которые никогда до этого не видели; впервые за время множества операций мне стало жаль жителей, находящихся внизу».

Штурман-бомбардир одного из бомбардировщиков свидетельствовал: «Признаюсь, я бросил взгляд вниз, когда бомбы падали, и своими глазами увидел шокирующую панораму города, полыхающего от одного конца до другого. Виден был густой дым, относимый ветром от Дрездена. Открывалась панорама ярко сверкавшего города. Первой реакцией была потрясшая меня мысль о совпадении происходившей внизу бойни с предостережениями евангелистов на проповедях перед войной».

В план бомбардировки Дрездена входило создание на его улицах огненного смерча. Такой смерч появляется, когда возникшие разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх.

Британский историк Дэвид Ирвинг так описывает огненный смерч, созданный в Дрездене лётчиками британских Королевских ВВС: «…образовавшийся огненный смерч, судя по обследованию, поглотил более 75 процентов территории разрушений… Гигантские деревья были вырваны с корнем или наполовину сломлены. Толпы спасавшихся бегством людей были неожиданно подхвачены торнадо, их протащило по улицам и швырнуло прямо в огонь; сорванные крыши и мебель… были выброшены в центр полыхающей старой части города.

Огненный смерч достиг пика в трёхчасовом промежутке между налётами, именно в тот период, когда укрывшимся в подземных коридорах жителям города следовало бежать на его окраины.

Железнодорожник, укрывавшийся возле Почтовой площади, наблюдал, как женщину с детской коляской потащило по улицам и швырнуло в пламя. Другие люди, спасавшиеся бегством вдоль железнодорожной насыпи, которая казалась единственным путём спасения, не заваленным обломками, рассказывали, как железнодорожные вагоны на открытых участках пути сдуло бурей".

На улицах плавился асфальт, и люди, падая в него, сливались с дорожным покрытием.

Телефонистка Центрального телеграфа оставила такие воспоминания о бомбардировке города: «Некоторые девушки предложили выйти на улицу и бежать домой. Лестница вела из подвала здания телефонного узла в четырёхугольный двор под стеклянной крышей. Они хотели выбраться через главные ворота двора на Почтовую площадь. Мне не нравилась эта идея; неожиданно, как раз когда 12 или 13 девушек перебегали двор и возились с воротами, стараясь их открыть, раскалённая докрасна крыша обрушилась, похоронив их всех под собой».

В гинекологической клинике, после попадания бомбы, погибли 45 беременных женщин. На площади Альтмаркт несколько сотен человек, искавших спасения в старинных колодцах, сварились заживо, а вода из колодцев испарилась наполовину.

В подвальных помещениях Центрального вокзала во время бомбардировок находились приблизительно 2000 беженцев из Силезии и Восточной Пруссии. Подземные проходы для их временного проживания власти оборудовали задолго до бомбардировки города. О беженцах заботились представители Красного Креста, отряды женской службы в рамках государственной трудовой повинности и сотрудники национал-социалистической службы социального обеспечения. В другом городе Германии скопления такого количества людей в помещениях, отделанных легковоспламеняющимися материалами, не допустили бы. Но власти Дрездена были уверены, что город бомбить не будут.

Беженцы находились и на лестницах, ведущих на платформы и на самих платформах. Незадолго до налёта на город британских бомбардировщиков на вокзал прибыли два поезда с детьми из Кенигсбрюка, к которому подступала Красная армия.

Беженка из Силезии вспоминала: «На площади плечом к плечу толпились тысячи людей… Над ними бушевал огонь. У входов в вокзал лежали трупы погибших детей, их уже складывали друг на друга и вывозили с вокзала».

Согласно данным начальника ПВО Центрального вокзала, из 2000 беженцев, находившихся в туннеле, 100 сгорели заживо, ещё 500 человек задохнулись в дыму.

Во время первой атаки на Дрезден британские «Ланкастеры» сбросили 800 тонн бомб. Спустя три часа 529 «Ланкастеров» сбросили 1800 тонн бомб. Потери Королевских ВВС во время двух рейдов составили 6 самолётов, ещё 2 самолёта потерпели крушение во Франции и 1 в Великобритании.

14 февраля 311 американских бомбардировщиков сбросили на город 771 тонну бомб. 15 февраля американская авиация сбросила 466 тонн бомб. Часть американских истребителей «Р-51» получила приказ атаковать движущиеся по дорогам цели, чтобы увеличить хаос и разрушения на важной транспортной сети региона.

Командир дрезденского спасательного отряда вспоминал: «В начале второй атаки многие ещё теснились в тоннелях и подвалах, ожидая конца пожаров… Детонация ударила по стёклам подвалов. К грохоту взрывов примешивался какой-то новый, странный звук, который становился всё глуше и глуше. Что-то напоминающее гул водопада — это бил вой смерча, начавшегося в городе.

Многие, находившиеся в подземных убежищах мгновенно сгорали, как только окружающий жар вдруг резко увеличивался. Они или превращались в пепел, или расплавлялись…"

Тела других погибших, обнаруженные в подвалах, сморщились от кошмарного жара до одного метра длины.

Британские самолёты сбрасывали на город и канистры, наполненные смесью каучука и белого фосфора. Канистры разбивались о землю, фосфор воспламенялся, вязкая масса попадала на кожу людей и прилипала намертво. Погасить её было невозможно…

Один из жителей Дрездена рассказывал: «У трамвайного депо была общественная уборная из рифлёного железа. У входа, уткнувшись лицом в меховое пальто, лежала женщина лет тридцати, совершенно нагая. В нескольких ярдах от нее лежали два мальчика, лет восьми-десяти. Лежали, крепко обнявшись. Тоже нагие… Везде, куда доставал взгляд, лежали задохнувшиеся от недостатка кислорода люди. Видимо, они сдирали с себя всю одежду, пытаясь сделать из нее подобие кислородной маски…».

После налётов трехмильный столб желто-коричневого дыма поднимался в небо. Масса пепла плыла, покрывая руины, в сторону Чехословакии.

В некоторых местах старого города создался такой жар, что даже через несколько дней после бомбёжек невозможно было войти на улицы между развалинами домов.

Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному после налётов, в городе сгорело 12 000 зданий, было разрушено «… 24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж».

22 марта 1945 года муниципальные власти Дрездена выпустили официальный отчёт, согласно которому количество учтённых к этой дате погибших составило 20 204, а общее количество погибших в ходе бомбардировки, как ожидалось, составит около 25 000 человек.

В 1953 году в труде немецких авторов «Итоги Второй мировой войны» генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф написал: «Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно. По данным Госдепартамента, в этом городе погибло 250 тысяч жителей, однако действительная цифра потерь, конечно, гораздо меньше; но даже 60−100 тысяч человек гражданского населения, погибших в огне за одну только ночь, с трудом укладываются в человеческом сознании».

В 2008 году комиссия из 13 немецких историков, работавших по заказу города Дрезден, пришла к выводу, что во время бомбёжек погибли приблизительно 25000 человек.

«И заодно показать русским…»

Разбомбить Дрезден премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю предложил 26 января 1945 года министр ВВС Арчибальд Синклер в ответ на его депешу с вопросом: «Что можно сделать, чтобы как следует отделать немцев при их отступлении от Бреслау (этот город расположен в 200 километрах от Дрездена. „СП“)?».

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей.

Меморандум Королевских ВВС, с которыми британские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой, сообщал: «Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС».

— Если говорить о военных преступлениях и геноциде, то бомбардировке подвергались многие города Германии. Американцы и англичане разработали план: беспощадно бомбить города, чтобы за короткое время сломить дух гражданского населения Германии. Но страна жила и работала под бомбами, — говорит автор книг по истории Второй мировой войны Владимир Бешанов. — Считаю, что военными преступлениями необходимо признать не только варварскую бомбардировку Дрездена, но и бомбёжки других германских городов, а также Токио, Хиросимы и Нагасаки.

В Дрездене были уничтожены жилые дома и памятники архитектуры. Крупные сортировочные станции почти не получили повреждений. Остался нетронутым железнодорожный мост через Эльбу и военный аэродром, находившийся в окрестностях города.

После Дрездена британцы успели разбомбить средневековые города Байройт, Вюрцбург, Зоэст, Ротенбург, Пфорцхайм и Уэльм. Только в Пфорцхайме, где проживали 60 000 человек, погибла треть жителей.

Что выйдет из очередной попытки придания чудовищному событию статуса военного преступления — неведомо. Пока каждый год 13 февраля жители Дрездена поминают сограждан, погибших в огненном смерче.

Бомбардировка Дрездена союзной авиацией в феврале 1945 года до сих пор остается одним из самых узнаваемых эпизодов Второй мировой войны, в немалой степени благодаря книге Воннегута "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей". Мне захотелось свести воедино кое-какие имеющиеся у меня данные и высказать свое мнение о причинах и результатах этого налета. Пост получился довольно-таки длинным, имейте в виду.

Часть I. Дрезден и нацистская военная экономика

В начале Второй мировой войны в Дрездене проживало 642 тысячи человек. Это делало его седьмым по размеру немецким гордом - после Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Кёльна, Лейпцига и Эссена.

Город был чрезвычайно важным транспортным узлом, в котором сходились три крупных железнодорожные ветки: Берлин-Прага-Вена, Мюнхен-Бреслау и Гамбург-Лейпциг. Важность Дрездена для транспортной сети Германии ясна из того факта, что в 1939 году Саксония была седьмой по территории и протяженности ж/д среди прочих немецких земель, и при том третьей по общему тоннажу грузоперевозок. Вот карта немецких железных дорог в 1932 году (кликните для большего разрешения):

Вот еще одна карта. Читается она лучше предыдущей, но показаны только те ж/д узлы, которые подвергались бомбардировкам авиации союзников (кликните для большего разрешения):

По данным USAF, к 1945 году в городе находилось до 110 важных заводов и промышленных обьектов. На заводах, имеющих отношение к производству военной продукции, трудилось до пятидесяти тысяч человек. В частности, в Дрездене находились: распределенное авиационное производство, производство химического оружия (Chemische Fabric Goye & Company), производитель рентген-аппаратов (Koch & Sterzel A.G.), производство зенитной и полевой артиллерии (Lehman), пожалуй, самый важный оптический завод в Германии (Zeiss Ikon A.G.), и предприятия электрического и механического машиностроения (напр. Gebruder Bassler и Saxoniswerke). Также в городе имелся арсенал и казармы.

Часть II. Причины февральского налета на город

Для начала, взглянем на положение на советско-германском фронте в начале 1945 года (кликните для большего разрешения):

А теперь обратим внимание на отрывок протокола из материалов Ялтинской Конференции.

Крымская конференция. Запись заседания глав правительств
4 февраля 1945 г., 17 час., Ливадийский дворец
Рузвельт, просит кого-либо доложить о положении на советско-германском фронте. Сталин отвечает, что он может предложить, чтобы доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал армии Антонов.
Антонов: "1. Советские войска с 12-15 января перешли в наступление на фронте от р.Неман до Карпат протяжением 700 километров.
<...>
7. Вероятные действия противника:
а) Немцы будут защищать Берлин, для чего постараются задержать продвижение советских войск на рубеже р.Одер, организуя здесь оборону за счет отходящих войск и резервов, перебрасываемых из Германии, Западной Европы и Италии.
Для обороны Померании противник постарается использовать свою курляндскую группировку, перебрасывая ее морем за Вислу.
б) Немцы будут возможно прочнее прикрывать венское направление, усиливая его за счет войск, действующих в Италии.
8. Переброска войск противника:
а) На нашем фронте уже появились:
из центральных районов Германии - 9 дивизий
с западноевропейского фронта - 6 дивизий
из Италии - 1 дивизия

16 дивизий
Находятся в переброске:
4 танковые дивизии
1 моторизованная дивизия
________________________________________
5 дивизий.
б) Вероятно, будет еще переброшено до 30-35 дивизий (за счет западноевропейского фронта, Норвегии, Италии и резервов, находящихся в Германии).
Таким образом, на нашем фронте может дополнительно появиться 35-40 дивизий.

От себя добавлю, что
9. Наши пожелания:
а) Ускорить переход союзных войск в наступление на западном фронте, чему сейчас обстановка очень благоприятствует:
1) поражение немцев на восточном фронте;
2) поражение группировки немцев, наступавшей в Арденнах;
3) ослабление немецких сил на западе в связи с переброской их резервов на восток.
Желательно начать наступление в первой половине февраля.
б) Ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта, из Норвегии и из Италии; в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг.
в) Не позволять противнику снимать свои силы из Италии".
(Текст сообщения Антонова был вручен в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.)

В западных источниках упоминается, что просьба Антонова об авиационных ударах была конечным результатом переговоров между Сталиным и Теддером от 15 января 1945 года, в ходе которых среди прочего было обсуждено использование стратегической авиации союзников в совместных целях РККА и западных держав. К сожалению, я не смог найти протокол этой встречи в интернете, так что если у кого-то есть текст "Memorandum of Conference with Marshal Stalin, 15 January 1945" или "22378, U.S. Military Mission Moscow, 16 January 1945" — был бы премного благодарен. 31 января 1945 года Теддер подписал дерективу, которая делала Берлин, Лейпциг и Дрезден второй по приоритетности целью для стратегических бомбардировщиков союзников, в целях "затруднения переброски подкреплений с других фронтов".

Внимательный читатель, разумеется, уже обратил внимание,что Дрезден не фигурировал в просьбе Антонова. Но если посмотреть на ж/д карты и информацию по ж/д перевозкам в Саксонии из первой части данного поста, включение Дрездена в список целей выглядит вполне логичным со стороны англичан. Ведь сутью просьбы Антонова является пожелание "ударами авиации по коммуникациям препятствовать противнику производить переброски своих войск на восток с западного фронта", а не "в частности, парализовать узлы Берлин и Лейпциг". Все три города, Лейпциг, Дрезден и Берлин — это узловые и жизненно необходимые центры ж/д коммуникаций в восточной части Германии. Выбей их — и способности немцев перебрасывать грузы будет нанесен ощутимый удар.

Мне до сих пор неясно, просила ли советская сторона конкретно о бомбардировке города Дрезден вдобавок к Лейпцигу и Берлину - документов, подтверждающих это, у меня не имеется. Но то, что в список трех приоритетных целей этот город был включен в рамках кооперации союзников по антигитлеровской коалиции, на мой взгляд, очевидно. Бомбили ли бы Дрезден в первых месяцах 1945 без просьбы РККА об ударе по немецким коммуникациям? Не знаю. Вполне возможно, что да. В любом случае, это уже альтернативная история. В реальной же истории 8 февраля 1945 года главное командование союзных сил информировало Bomber Command и United States Strategic Air Forces о том, что Дрезден является одной из целей, выбранных из-за важности для Восточного фронта.

Кратко отмечу, что часто называются иные причины бомбардировки Дрездена (особенно в советской историографии). Одной из них является попытка лишить СССР причитающихся ему репараций. Другой - "запугивание" советского руководства путем демонстрации возможностей стратегических бомбардировщиков. Эти версии мне кажутся неубедительными, и ниже, в пятой части поста, я подробнее обьясню, почему.

Часть III. Налет

Налет ночью 14-15 февраля был проведен силами 1299 стратегических бомбардировщиков: 527 американских и 722 английских. Было сброшено 3906,9 тонн бомб. Американцы сбросили 953,3 тонн фугасных и 294,3 тонн зажигательных бомб, пытаясь с помощью радара H2X попасть в район дрезденских сортировочных станций. Англичане сбросили 1477,7 тонн фугасных и 1181,6 тонн зажигательных бомб на городскую застройку, эвфемистично называемую в документах того времени "индустриальные районы". Вот карта города, для понимания:

1 - стадион Heinz-Steyer, на который английские бомбардировщики выходили как на ориентир, и веером начинали расходиться и бомбить.
2 - сортировочная станция Dresden-Friedrichstadt‎
3 - вокзал Dresden-Neustadt‎
4 - Центральный вокзал
5 - Парламент Саксонии, ратуша и т.д. - центр города.

Как именно шел веер английских бомбардировщиков - не очень понятно. Мне попадалась такая картинка, но по-моему это не официальные данные, а воспоминания одного из летчиков.

Любопытная деталь: в Дрездене на момент налета, похоже, вообще не было ни одного батальона зенитной артиллерии. Ее еще в 1944 году всю перевели на охрану заводов по производству синтетического бензина (напр., Leuna) и гидрогенизационных заводов (напр., Pölitz и Böhlen). Собственно говоря, именно благодаря отсутствию огня зенитной артиллерии удалось получить очень хорошую концентрацию бомб. Ведь огонь зенитной артиллерии заставляет бомбардировщиков забираться повыше, ухудшая кучность; ну и противозенитные маневры летчиков и общий мандраж точности не улучшают.

Отдельно стоит отметить, что тогда же, в феврале, после почти годового перерыва американцами было совершено два налета на Берлин: 3 февраля силами 1003 Б-17 и 26 февраля силами 1184 Б-17. Также, 27 февраля ими же был проведен налет на ж/д узел в центре Лейпцига силами 756 Б-17. По англичанам у меня столь точных данных нет, но подозреваю, что в налетах на Берлин и Лейпциг они также участвовали.

Часть IV. Последствия налета на Дрезден

Точное количество жертв бомбардировки не будет известно никогда. По данным немецкой полиции, на 22 марта 1945 года в городе, в результате бомбардировок, найдено погибшими 18 375 человек. В период после бомбардировок до 31 марта 1945 года было погребено 22 096 человек. К 1970 году во время строительных работ было найдено ещё 1900 трупов. Современная немецкая оценка жертв - примерно 25 000 человек. В частности, совсем недавно к этой же цифре после шести лет работы пришла комиссия историков, созданная в 2004 году по настоянию местных властей (доклад на немецком). Стоит упомянуть, что долгое время называлась другая оценка количества жертв - 250 000 человек. В первый раз эта оценка, насколько я понимаю, появилась еще во время войны - эту цифру озвучило министерство пропаганды Геббельса. Затем она фигурировала в книге Ирвинга и долгое время упоминалась в советской литературе. В пятой части поста я попытаюсь обьяснить, почему такое количество жертв мне видится маловероятным.

Налет уничтожил или серьезно повредил 23% индустриальных строений, 56% неиндустриальных (не включая жилые) и примерно 50% жилищных единиц (т.е. квартир, односемейных домов, и проч.). 78 тысяч жилищных единиц было уничтожено; 27,7 тысяч единиц оказались непригодны для жилья с возможностью ремонта; 64,5 тысяч единиц были повреждены.

По оценке USAF, в первые дни после налета Дрезденский военный производственный потенциал упал примерно на 80%. Большинство железнодорожных станций, грузовых терминалов, депо и складов оказались либо полностью разрушены, либо повреждены с различной степенью тяжести. Мост Carolabrücke через Эльбу перестал быть проходимым. Другие железнодорожные мосты (в частности, Marienbrücke, на который упала зажигательная бомба) закрыли на период от одной до нескольких недель. Движение по мостам считалось небезопасным, плюс многие мосты уже были заминированы, и немцы опасались случайного взрыва.

Часть V. Мифы

"Дрезден бомбили чтобы лишить СССР репараций"

Репарации СССР получал не с конкретно оговоренных объектов, а по принципу "что хочу". И разбомбили бы или нет конкретный Дрезден, тут роли никакой не играло. В Ялте и Потсдаме определили "долю" СССР (из которой он делился с Польшей) в размере 10 млрд. долларов. Наряду с армейскими трофейными командами привлекли и специалистов по "демонтажу" предприятий, где были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности. Не только каждый наркомат промышленного профиля, но и многие крупные советские предприятия, а также различные учреждения, не имевшие к промышленности никакого отношения, отправляли в Германию своих собственных "демонтажников". Доходило до дурдома - например, Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны. Атмосферу хорошо описал Черток в т.1 "Ракеты и люди". Если кому интересно, хорошая работа по этому поводу - это М. Семиряга, "Как мы управляли Германией". В сети для скачки есть.

В принципе, цифра в 10 миллиардов долларов была взята с потолка председателем Репарационной комиссии послом И.М. Майским, рекомендовавшим Сталину эту сумму, и, по мнению всех специалистов, потерь СССР не покрывала (и даже с учетом того, что реально по репарациям увезли много больше 10 млрд., потерь от войны они все равно и близко не покрыли). Но, с другой стороны, стоимость имевшегося в Германии имущества многократно превышала эту сумму. Посему "много" или "мало" набомбили союзники экономику рейха, на советские репарации в абсолютных цифрах (и в физических объемах) не влияло вообще.

В целом СССР к тому, что Германию разносят, относился совершенно индифферентно. Да и сам поступал соответствующим образом. Взять тот же штурм Кенигсберга, не особо даже нужный с военной точки зрения, где за месяц до конца войны артиллерией разнесли примерно половину жилого фонда. Военных волновало, что этот город потом войдет в советскую зону оккупации? Вряд ли.

"Дрезден бомбили с целью устрашения"

Эта версия мне попросту непонятна. То, что может сотворить с городом тысяча стратегических бомбардировщиков, стало очень ясно уже после Гамбурга в 1943. У советского руководства все данные англичан о результатах того налета были. Дрезден тут не был чем-то новым.

"В Дрездене было убито 250 тысяч человек"

Это крайне маловероятно. То, что современные немецкие оценки другие, я уже упомянул. В качестве дополнительного косвенного доказательства взглянем на эту таблицу. Это Дрезден вкупе с четырьмя другими городами, имеющими наибольший процент смертности в результате одного налета. В Дрездене количество жителей указано как один миллион из-за притока беженцев из восточных областей Германии. Как видим, 250 тысяч жертв чрезвычайно выбивалось бы из общего ряда.

Город Население на момент налета Убито в ходе налета Доля от общего кол-ва жителей
Дармштадт 109 000 8,100 0,075
Кассель 220 000 8 659 0,039
Дрезден 1 000 000 25 000 0,025
Гамбург 1 738 000 41 800 0,024
Вупперталь 400 000 5 219 0,013

"Дрезден - это наиболее пострадавший город за всю Вторую мировую войну"

Бо льший, нежели в Дрездене, процент населения за один налет был убит в Дармштадте и Касселе; большее количество жертв было убито в Гамбурге. Это еще не учитывая бомбежки в Японии, один Токио чего стоит.

Касательно площади разрушений, вот перечень городов, в которых площадь разрушений составила 50% и более общей площади построек (т.е. больше чем в Дрездене):
50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих

Также, бомбежка Дрездена не была исключительным явлением ни по сброшенному бомбовому тоннажу, ни по количеству самолетов, в этом участвующих. Вот, например, данные по налетам на Дрезден в ходе войны:

Число Кол-во самолетов Тонн бомб: всего (фугасных/зажигательных)
7 октября 1944 8th AF 30 72,5 (72,5 / 0)
16 января 1945 8th AF 133 321,4 (279,8 / 41,6)
14 февраля 1945 RAF BC 772 2659,3 (1477,7 / 1181,6)
14 февраля 1945 8th AF 316 782 (487,7 / 294,3)
15 февраля 1945 8th AF 211 465,6 (465,6 / 0)
2 марта 1945 8th AF 406 1080,8 (940,3 / 140,5)
17 апреля 1945 8th AF 572 1690,9 (1526,4 / 164,5)
17 апреля 1945 8th AF 8 28,0 (28,0 / 0)

А вот налеты на Мюнхен силами американских ВВС летом 1944:

В дополнение, общее количество сброшенных за войну бомб

Город Население в 1939г. Тоннаж бомб, сброшенных за войну
Берлин 4 339 000 67 607,6
Гамбург 1 129 000 38 687,6
Мюнхен 841 000 27 110,9
Кёльн 772 000 44 923,2
Лейпциг 707 000 11 616,4
Эссен 667 000 37 938,0
Дрезден 642 000 7 100,5
"Англичане и американцы специально бомбили жилые районы вместо точечных ударов по депо и военным предприятиям"

Тут вопрос, в целом, непростой.

Вкратце, англичане начали жечь немецкие города отнюдь не из врожденного садизма. Дело в том, что дневные налеты в первую половину войны оказались практически невозможными из-за слишком высоких потерь бомбардировщиков. Американцы поначалу тоже честно пытались бомбить точечные цели днем, но после жутких потерь в период с августа по октябрь 1943 (Регенсбург, Швайнфурт, Штутгарт, Бремен-Вегесак-Ванциг-Мариенбург-Анклам, второй Швайнфурт) поняли, что дневные точечные налеты без истребительного прикрытия кончаются очень плохо, и также перешли на ночные налеты.

А ночью на четырехмоторном стратегическом бомбардировшие той эпохи даже попадание в город было относительно непростым занятием. В июне-июле 1941 англичане провели исследование реальной эффективности ночных бомбардировок (тогда они еще бомбили точечные цели). Обнаружилось, что:
1) Только один из трех самолетов, которые отчитались об успешной атаке цели, бомбили в радиусе 8 километров от нее.
2) У французских портов данная пропорция была 2 из 3, над Германией 1 из 4, над Руром 1 из 10 (!).
3) В полнолуние данная пропорция (над Руром) становилась 2 из 5, в безлунные ночи — 1 из 15.
4) Эти цифры относятся только к самолетам, которые отчитались об атаке цели (см. (1)); таковых в каждом налете было меньше трети.

У советских военлетов, к слову, в ходе ночных налетов на города врага обнаружилась та же проблема: "налеты на Хельсинки в феврале 1944 г (всего 2120 вылетов) провалились не столько из-за потерь, сколько из-за невысокой точности попаданий. В первом налете сбросили 2100 бомб, из коих на город упала только 331. Во втором из 4200 на Хельсинки упало только 130, в третьем из 9000 бомб в город попало только 338. В итоге в Хельсинки было убито всего 134 человека. На Котку сбросили 800 бомб, из которых на территорию города упало только 35. При бомбежке Оулу большая часть бомб вообще попадала на шведскую территорию, при налете на Турку часть самолетов по ошибке сбросила бомбы на Стокгольм (!) и т.д ."

В общем, в начале и даже в середине войны тактика ночных ковровых бомбометаний была вполне обоснованной в силу низкой эффективности высокоточных налетов. Рекомендую книгу Мюррея "Strategy for Defeat: The Luftwaffe 1933-1945", в интернете она есть. А вот к концу войны, когда от Люфтваффе оставались рожки да ножки и были эффективные эскортные истребители, англичанам от этой тактики надо было отказываться. К сожалению, на них влияла инерция первых военных лет, плюс специфическая личность Харриса. Жертв в ходе ночной бомбардировки ж/д узлов Дрездена, находящихся в центре города, было не избежать — тогдашние стратегические бомбардировщики не отличались высокой точностью при бомбометании по радару. Однако то, что англичане, в отличие от американцев, даже не попытались проводить бомбометание по радару, а специально вывели свой бомбардировочный поток на жилые районы Дрездена, можно и нужно поставить им в вину.

Бомбардировка Дрездена является наверное самой страшной картиной бомбардировок союзными бомардировщиками немецких городов.

Но как показывают факты на самом деле именно этот случай почему-то сильно делают основным.

Офицальная хронология событий

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад.

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау.

Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины.

В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению.

В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг.

Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта

25 января в новом отчёте английская разведка отметила, что «успех текущего русского наступления видимо окажет решающее влияние на длительность войны. Считаем целесообразным срочно рассмотреть вопрос о помощи, которую может оказать русским стратегическая авиация Великобритании и США в течение следующих нескольких недель».

Вечером того же дня Уинстон Черчилль, ознакомившись с докладом, адресовал министру ВВС Арчибальду Синклеру (англ. Archibald Sinclair) депешу, спрашивая, что можно сделать, чтобы «как следует отделать немцев при их отступлении из Бреслау» (в 200 км к востоку от Дрездена).

26 января Синклер в своём ответе отметил, что «наилучшим использованием стратегической авиации представляются бомбёжки немецких заводов по производству нефти; отступающие из Бреслау немецкие части надо бомбить прифронтовой авиацией (с малых высот), а не стратегической (с больших)»; отметив, однако, что

«при благоприятных погодных условиях можно рассмотреть бомбёжки крупных городов восточной Германии, таких как Лейпциг, Дрезден и Хемниц».
Черчилль выразил неудовольствие сдержанным тоном ответа и потребовал рассмотреть возможность бомбардировок Берлина и других крупных городов восточной Германии.

Пожелание Черчилля о выработке конкретных планов ударов по городам восточной Германии Синклер перенаправил начальнику штаба ВВС Чарльзу Порталу, который в свою очередь перенаправил его своему заместителю Норману Боттомли

27 января Боттомли направил начальнику бомбардировочного командования Королевских ВВС Артуру Харрису приказ о нанесении бомбовых ударов по Берлину, Дрездену, Лейпцигу, Хемницу, как только позволят погодные условия. Синклер отрапортовал Черчиллю о принятых мерах, отметив что «внезапная массированная бомбардировка не только внесёт беспорядок в эвакуацию с востока, но и затруднит переброску войск с запада».
28 января Черчилль, ознакомившись с ответом Синклера, не высказал новых комментариев.

Миф первый--о просьбе СССР

4 февраля, в первый день Ялтинской конференции, первый заместитель начальника советского Генштаба генерал А. И. Антонов поднял на конференции вопрос о необходимости затруднить переброску немецких войск на восточный фронт путём нанесения воздушных ударов по Берлину и Лейпцигу. Чарльз Портал, также находившийся в Ялте, запросил Боттомли направить ему список целей, который следовало обсудить с СССР.

Направленный Боттомли список включал нефтеперерабатывающие, танковые и авиационные заводы, а также Берлин и Дрезден.

Однако, в официальных документах упоминания о Дрездене советской стороной нет.

8 февраля Верховная ставка экспедиционных сил союзников в Европе известила ВВС Великобритании и США, что Дрезден включён в список целей для нанесения бомбовых ударов. В тот же день военная миссия США в Москве направила официальное уведомление советской стороне о включении Дрездена в список целей

Меморандум Королевских ВВС, с которым английские пилоты были ознакомлены в ночь перед атакой (13 февраля), сообщал, что:

" Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам.

В середине зимы, с потоками беженцев направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов.

В своё время широко известный своим производством фарфора, Дрезден развился в крупный промышленный центр… Целью атаки является нанести удар противнику там где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС."

В качестве цели его предложил начальник штаба Королевских ВВС сэр Чарлз Портал на основании списка, который представил его заместитель сэр Норман Боттомли.

Началось практическое планирование операции, к которому подключилось командование ВВС Армии США в Европе во главе с генералом Карлом А. Спаатсом.

Уже 7 февраля Спаатс проинформировал генерал-майора Дж. Р. Дина, шефа американской военной миссии в Москве о приоритетных целях 8-й воздушной армии (в порядке убывания по важности): Берлин, Лейпциг, Дрезден, Хемниц. Упоминалось еще несколько менее важных городов.
Таким образом, просьб и требований относительно Дрездена с советской стороны не было. Советские союзники в известность о предстоящей бомбардировке поставлены были.

Миф второй--раньше Дрезден не бомбили

Ка раз бомбили и делали это по просьбе СССР. Но в 1944 году.

Хронология основных событий такова:

  • 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может рассчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.
  • Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.
  • 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.

В немецких источниках события выглядят так:

Dresden erleidet zwischen 12:34 und 12:36 Uhr den ersten Luftangriff. 29 US-amerikanische Bomber werfen 290 Sprengbomben zu je 250 kg auf den Stadtteil Friedrichstadt ab. Ziele sind der Bahnhof, der Rüstungsbetrieb Seidel & Naumann und der Hafen. Insgesamt 270 Menschen sterben bei diesem Bombenangriff

Т.е. союзники бомбили именно железнодорожный узел в течении 2 минут и нанесли ему повреждения. Они точно знали где находятся железнодорожные ветви и им не нужно было бомбить город для этого

Все было сделано правильно.

Миф третий--в Дрездене не было военного производства

Сейчас бытут миф будто там не было военного производства--но это не так.

Курт Воннегут, "Бойня номер пять", писал:

"Все остальные большие города в Германии были страшно разбомблены и сожжены. В Дрездене даже ни одно стекло не треснуло. Каждый день адским воем выли сирены, люди уходили в подвалы и там слушали радио. Но самолеты всегда направлялись в другие места - Лейпциг, Хемниц, Плауэн и всякие другие пункты. Такие дела.
Паровое отопление в Дрездене еще весело посвистывало. Звякали трамваи. Свет зажигался и когда щелкали выключатели. Работали рестораны и театры. Зоопарк был открыт. Город в основном производил лекарства, консервы и сигареты."

В Historical Analysis of the 14-15 Feb. 1945 Bombing of Dresden Prepared by: USAF Historical Division, Research Studies Institute, Air University сказано:

Воннегут вовевал в американской армии, попал в плен к немцам и стал очевидцем бомбардировки. Книга, написанная им через 23 года после войны, по сей день пользуется популярностью. И, соответственно, оказывает влияние на общественное мнение.

Есть такие факты.

"По состоянию на февраль 1945 года в Дрездене находилось как минимум 110 промышленных предприятий, являвшихся законными военными целями*.

Только на производстве оружия было занято 50 тысяч человек. В числе этих предприятий – различные мощности по выпуску компонентов для авиапромышленности; фабрика отравляющих газов (Chemische Fabric Goye); завод зенитных и полевых орудий Лемана; крупнейшее в Германии оптико-механическое предприятие Zeiss Ikon A.G.**; а также предприятия, выпускавшие рентеновские аппараты и электроаппаратуру (Koch u. Sterzel A.G.), коробки передач и дифференциалы (Saxoniswerke) и электрические измерительные приборы (Gebruder Bassler)."

Одним словом город был мощным военным производственником

Дрезден защищали зенитные батареи, находившиеся частично в ведении Дрезденского, частично – Берлинского окружных командований люфтваффе. Кроме того, немцы не объявляли Дрезден открытым городом.
Таким образом, столица Саксонии была легитимной военной целью, это так. Но в тако случае удары нужно бомбить имено военное производство, а не жилые кварталы.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации.

Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть.

При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.).

По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Миф четвёртый--Дрезден понес самые страшные потери

Бобмардировка Дрездена очень сильно распиарена, вот почему.

Однажды коммодор Королевских ВВС Колин МакКей Грирсон, который 16 февраля на брифинге для журналистов заявил:
"Прежде всего Дрезден и ему подобные города – центры притяжения для беженцев. Кроме того, через эти города идет движение на Русский фронт, с Запада на Восток, и они достаточно близко расположены от линии фронта. Полагаю, все это оправдывает бомбардировку".

Отвечая на дальнейшие вопросы журналистов, Грирсон сказал (не для протокола):
"Наша цель – уничтожить все, что еще осталось от германского боевого духа".

Агентство Ассошиэйтед Пресс разнесло его слова по миру, нейтралы заговорили о том, что союзники взяли курс на террористические бомбардировки - и в результате неумное поведение Грирсона в сочетании с усилиями геббельсовских пропагандистов привели к тому, что Дрезден стал "зоной особого внимания".

Как будто это был первый город, разрушенный британской авиацией. Как будто в Гамбурге не погибли 40 тысяч человек. Как будто другие германские города от бомбардировок ничуть не пострадали.
Например процент разрущения домов в Дрездене едва достигал 50%.

А вот, для справки, список германских городов, разрушенных более чем на 50%:

50% — Людвигсхафен, Вормс
51% — Бремен, Ганновер, Нюрнберг, Ремшайд, Бохум
52% — Эссен, Дармштадт
53% — Кохем
54% — Гамбург, Майнц
55% — Неккарзульм, Зоэст
56% — Ахен, Мюнстер, Хайльбронн
60% — Эркеленц
63% — Вильгельмсхафен, Кобленц
64% — Бингербрюк, Кёльн, Пфорцхайм
65% — Дортмунд
66% — Крайльсхайм
67% — Гисен
68% — Ханау, Кассель
69% — Дюрен
70% — Альтенкирхен, Брухзаль
72% — Гейленкирхен
74% — Донаувёрт
75% — Ремаген, Вюрцбург
78% — Эмден
80% — Прюм, Везель
85% — Ксантен, Цюльпих
91% — Эммерих
97% — Юлих
Налет на Дрезден не был чем-то необычным. В июле 1943 года британский авианалет на Гамбург вызвал аналогичный огненный смерч, уничтоживший 56 процентов городских строений и 40 тыс. жителей.

В Дрездене погибло 25 тысяч человек, на 15 тысяч меньше чем в Гамбурге.

На самом деле союзники уничтожали почти полностью города которые вообще часто не имели стратегического значения.

А те стратегические важные города подвергавшиеся атакам гибло прежде всего гражданское население, а военное производство несло минимальные потери.

Везель пострадал намного больше чем Дрезден

Генерал Дуайт Эйзенхауэр осматривает цитадель города Юлих, это небольшой город был разрушен полностью, в самом прямом смысле этого слова

Он не был военным или промышленным центром, просто город. Но сегодня помнят только о Дрездене.

Подводя итоги можно сказать следующее

  • СССР не просил в январе о бомбардировке Дрездена
  • Дрезден был военной целью
  • Дрезден бомбился в октябре 1944 года и удар был точеным по железнодорожному узлу, чтобы нанести удар транспортному узлу не нужно было выжигать город
  • Масштабы бомбардировки значительно преувеличены, другое, менее значимые города страдали гораздо больше

В бомбардировке Дрездена погибло, по разным источникам от 20 до 350 000 человек. Не правда ли между 20 и 350 тысяч чел очень большая разница. Практически на порядок. Откуда взялись эти цифры? Сразу после бомбардировки, немецкие власти объявили о 350 000 чел погибших горожан а вместе с беженцами 500 000. Первая комиссия по Дрездену была проведена совместно Советско-американскими службами, сразу в 1945 году. Выводы совместной комиссии (СССР союзники) были на порядок меньше - между от 22.700 - 25 000 чел было убито, и 6 тыс скончалось в последствии. В ГДРовских источниках, в последствии всплыла цифра 145 000 тыс. (я не знаю откуда она всплыла, может кото-то подскажет, ее впервые озвучил Вильгельм Пик, второй президент ГДР. Она же и перекочевала в Историю ВОВ изданную в СССР и стала общепризнанной у нас.)

Статья в газете Die Welt
http://www.welt.de/kultur/article726910/Wie_viele_Menschen_starben_im_Dresdner_Feuersturm.html

Сколько человек погибло в Дрезденском огненном смерче.

Теперь, спустя 62 года после англо-А мериканской бомбардировки Дрездена 13 и 14 февраля 1945 года Бургомистр Дрездена назначил комиссию по определению точного числа жертв этой трагедии. В очередную годовщину авионалетов были опубликованы промежуточные выводы этой комиссии. Одиннадцать профессоров, членов комиссии пришли к выводу что с точностью до 20% число погибших во время бомбардировки может составлять цифра в районе 25 000 чел. Наш отчет о результатах вызвал поток писем от читателей, По мнению большинства из них, по свидетельствам очевидцев, выживших в воздушной войне против немецких городов, число погибших в Дрездене было на много выше. Председателем комиссии является Рольф-Дитер Мюллер. С ним беседует наш корреспондент Свен Феликс Келерхофф.
Welt Online: - Профессор Мюллер, многие свидетели воздушной войны против немецких городов злобно реагируют на промежуточные результаты вашей комиссии. По их мнению в Дрездене, погибло в шестизначное число людей.
Рольф-Дитер Мюллер: - Мы принимаем предположение, что, возможно, было сотни тысяч жертв, очень серьезно. Большая часть нашего исследования призвана дать ответ на вопрос, можно ли найти доказательства, которые подтверждают это предположение. Пока, нет доказательства до сих пор этого тезиса, но мы столкнулись с невероятным количеством подделок документов и заявления различных свидетелей, которые являются явно ложными. Никто никогда не видел или даже сотни тысяч жертв ни тем более их учитывал. Имеет место только расспостранение слухов и спекуляций..
Welt Online: - Просто очевидцы рисуют другую картину.
Я понимаю свидетелей которые в детском возрасте пережили эту страшную катастрофу и которые до сих пор помнят тот ужас и преувеличивают это число в соатветствии со своими детским впечатлениями, При этом другие смотрят на это трезво и преувеличивают число жертв сознательно. Я не испытываю ни какой симпатии к тем, кто бесстыдно манипулирует усопшими, чтоб Дрезден имел за собой славу наиболее страшного военного преступления всех времен.
Welt Online: скептики думают, что в огненном урагане бесследно сгорели десятки тысяч человек.
Мюллер: даже в "идеальных" условиях крематория люди не полностью сгорают. Археологи находят доказательства человеческой жизни даже после тысяч лет в сожженных поселениях. Во время обширных раскопок в Старом городе Дрездена в течение последних 15 лет, больше жертв воздушных налетов найдено не было. Первым результатом стало следующее исследование: Фрайтальская горная академия исследовала кирпичи из подвалов центра города и первый результат указывает на то, что в центре огненного урагана далеко не были достигнуты температуры, при которых человеческие тела превращаются в пепел. Люди тогда прятались в подвалах. Из многочисленных докладов о раскопках мы знаем, что большинство жертв погибло не от самого огня. Они задохнулись, что и наблюдается в сегодняшних пожарных катастрофах. Кроме того фотографии, которые были сделаны после бомбардировок Дрездена подтверждают, что на улицах были видны только отдельные подгоревшие трупы.

Welt Online: Вашей комиссии принадлежит метод установки корреляции между тонажом сброшенных бомб с одной стороны и числом жертв с другой. Такие расчеты могут быть расценены циничными выжившими и родственниками жертв бомбежки

Мюллер: Мы направлены на результат и должны учитывать, какую работу провели союзники чтобы разрушить центр Дрездена, сколько например было израсходовано зажигательных бомб и какие разрушения они нанесли в других случаях сравнимых с этим. Нужно не забывать, что другие немецкие города были бомбардированы гораздо сильнее, чем Дрезден и были разрушены ещё больше чем Дрезден. Я восхищаюсь любовью Дрезденцев к их родному городу, другим городам тут не сравниться. Мой город Брауншвайг тоже попал под тяжёлые бомбардировки. Мои родители с трудом переживал эти потери.

Welt Online: дальнейший критикуемый метод - это изучение всех возможных регистраций. Против этого многие свидетели возражают, что в 1945 году далеко не каждый случай смерти регистрировался.
Müller: это конечно правильно. Исторически выросшее общество не допускает анонимного избавления от мёртвых. При правительстве нацистов это случалось только с жертвами политики террора и уничтожения. Но люди, которые принадлежали к жертвам бомбардировок не исчезали бесследно. Но меня удивили трудозатраты на регистрацию погибших и раскопки жертв и их похороны тогда, в начале 1945, в этой катастрофе. За исключением отдельных случаев всегда были родственники или соседи которые занимались поиском. Если они оставались без результатов, то их справки о пропавших без вести превращались в справки о смерти. Мы систематически разрабатываем эти процессы. В остальном, эксперты утверждают, что во всей Германии между 1937 и 1945 было 150000 пропавших без вести мирных жителей. Они все не могут быть убитыми в Дрездене.
Welt Online: к особо эмоциональным разделам дискусии принадлежат воспоминания многих свидетелей о низколетящих бомбардировщиках 14 февраля 1945. Расстреливающих из пушек и пулеметов. Как ваша комиссия с этим обходится?
Müller: для числа жертв Дрездена вопрос низколетящих бомбардировщиков не играет большой роли. Но горсовет Дрездена всё равно дал нам задание на новое исследование фактов. Поэтому мы запросили всех свидетелей, которые могут дать показания по делу, чтобы они протоколировали свои наблюдения и воспоминания. Этим мы дополняем важный частичный проект. «Устная История» занимается подробным опросом свидетелей и документацией их воспоминаний. Таким образом мы вносим наш вклад в то, что сотни историй жизней сохранятся для потомков.

Welt Online: достаточны ли методы «Устной Истории» для разъяснения ситуации?
Müller: по отношению к якобы атакам с малой высоты показания противоречивы. Поэтому мы выбираем особо достоверные и точные показания, чтобы с помощью сапёрной службы обыскивать подозреваемые площади. Если эти атаки имели место, то тогда мы этим летом найдём соответствующие боеприпасы, пули и снаряды их бортового оружия. И хотя бортовые документы не говорят о том, что такие атаки были, и вероятность этих атак крайне мала, мы всё равно стараемся проверить заявления свидетелей.
Welt Online: как вы объясняете огромный интерес вокруг бомбардировок Дрездена и сейчас, 62 года позже?
Müller: можно понять, что шок от беспринципного уничтожения центра Дрездена с его знаменитыми памятниками культуры ещё не преодолён, и также пораненную гордость жителей. Но уже сразу после бомбардировок нацистская пропаганда извлекла из этого свой последний успех: мировой престиж культурного города хорошо использовался для пропаганды против союзников. Потом к этому присоединилась и ГДР и страны восточного блока. Сегодня пропагандируют и правые, и левые радикалы. Жертвы нужны всем, но они этого не заслужили.

ЗЫ
Конечно даже и 20 000 - это огромное число мирных жертв, сопоставимое и превышающие к примеру, число солдат 33 армии Ефремова погибших под Вязьмой в 1942 году.

Авиация западных союзников нанесла серию бомбовых ударов по столице Саксонии городу Дрездену, который в результате был почти полностью разрушен.

Налет на Дрезден стал частью англо-американской программы стратегических бомбардировок, начатой после встречи глав государств США и Великобритании в Касабланке в январе 1943 года.

Дрезден — седьмой по величине город довоенной Германии с населением 647 тысяч человек. В связи с изобилием исторических и культурных памятников его нередко называли "Флоренцией на Эльбе". Значительных военных объектов там не было.

К февралю 1945 года город был переполнен ранеными и беженцами, спасавшимися от наступающих частей Красной Армии. Вместе с ними в Дрездене насчитывалось, по оценкам, до миллиона, а по некоторым данным, до 1,3 миллиона человек.

Дату налета на Дрезден определила погода: над городом ожидали ясное небо.

Во время первого налета вечером 244 британских тяжелых бомбардировщика "Ланкастер" сбросили 507 тонн фугасных и 374 тонны зажигательных бомб. Во время второго налета ночью, который продолжался полчаса и был в два раза мощнее первого, на город 529 самолетами было сброшено 965 тонн фугасных и свыше 800 тонн зажигательных бомб.

В первой половине дня 14 февраля город бомбили 311 американских В-17. Они сбросили в бушующее под ними море огня более 780 тонн бомб. Днем 15 февраля 210 американских В-17 довершили разгром, сбросив на город еще 462 тонны бомб.

Это был самый разрушительный бомбовый удар в Европе за все годы Второй мировой войны.

Площадь зоны сплошных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила таковую в Нагасаки после ядерной бомбардировки американцами 9 августа 1945 года.

На большей части городской застройки разрушения превысили 75-80%. К числу невосполнимых культурных потерь относятся старинные Фрауенкирхе, Гофкирхе, знаменитая Опера и всемирно известный архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер. При этом ущерб, нанесенный промышленным предприятиям, оказался незначительным. Железнодорожная сеть тоже пострадала мало. Сортировочные станции и даже один мост через Эльбу повреждений не получили, и движение через дрезденский узел возобновилось через несколько дней.

Определение точного числа жертв бомбардировки Дрездена осложняется тем, что в городе на тот момент находилось несколько десятков военных госпиталей и сотни тысяч беженцев. Многие были погребены под обломками рухнувших зданий или сгорели в огненном торнадо.

Число погибших оценивается в разных источниках от 25-50 тысяч до 135 тысяч человек и более. Согласно анализу, подготовленному историческим отделом ВВС США, погибли 25 тысяч человек, по официальным данным исторического отдела британских Королевских ВВС — свыше 50 тысяч человек.

В дальнейшем западные союзники утверждали , что налет на Дрезден был ответом на просьбу советского командования нанести удары по железнодорожному узлу города, якобы прозвучавшую на Ялтинской конференции 1945 года.

Как свидетельствуют рассекреченные протоколы заседаний Ялтинской конференции, продемонстрированные в документальном фильме режиссера Алексея Денисова "Дрезден. Хроника трагедии" (2006), СССР никогда не просил англо-американских союзников во время Второй мировой войны бомбить Дрезден. О чем действительно просило советское командование, так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига в связи с тем, что немцы уже перебросили с западного фронта на восточный порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

С точки зрения отечественных историков, бомбардировка Дрездена преследовала, скорее, политическую цель. Они связывают бомбардировку саксонской столицы с желанием западных союзников продемонстрировать свою военно-воздушную мощь наступающей Красной армии.

После завершения войны развалины церквей, дворцов и жилых зданий были разобраны и вывезены за город, на месте Дрездена осталась лишь площадка с размеченными границами бывших здесь улиц и зданий. Восстановление центра города заняло 40 лет, остальные части были восстановлены раньше. При этом по сей день ведется восстановление ряда исторических зданий города, расположенных на площади Ноймаркт.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников