Качества, необходимые каждому водителю. Личность водителя и его профессиональная деятельность 10 самых важных качеств водителя

Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

    ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, которые непосредственно влияют на органы чувств (различают ощущение зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

    восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;

    психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

    внимание - широкий объем и распределение внимания, его скорая переключаемость и стойкость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

    эмоционально-волевая реакция - эмоциональная стойкость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

    оперативное мышление - скорость оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

    личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, смекалка, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от скорости оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предусмотреть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, - максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель добывает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя - с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) к ответу на него действием, которое загодя не определил и к выполнению которого не был подготовлен, - представляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы – 1с из и более.

Простые, загодя определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реакцией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, невзирая на то что простая реакция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с), потому что содержит в себе и время на мышечное движение водителя - перенос правой ноги из педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особенное место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно подготовился, к ответу на них простым, загодя определенным действием, к осуществлению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), загодя готовится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель производит на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2...0,3 с) называется временем реакции в опасной зоне. Реакция в опасной зоне предусматривает заблаговременную подготовку к восприятию и действию. Путь, проходной автомобилем за время разных видов реакций водителя при скорости 36 км/ч, показан на рис. 5.6.

Рис. 5.6. Путь автомобиля, пройденный за время разных видов реакции водителя

Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавания, гребли, легкая атлетика. Занятие спортом содействуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятие такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия в течение всего изменения. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон длительностью не менее 7 час, чтобы чувствовать себя бодрым, физически полноценным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию нервных центров, которые возбуждают, непосредственно управляют важными функциями. Систематическое занятие гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходимая физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 час езды. Задание паузы - предупредить развитие усталости, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить с появлением первых признаков снижения работоспособности.

При длительной езде по автомагистрали, где отсутствуют пересечения в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации (светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид усталости - дорожный гипноз. Он характеризуется сонливостью, невнимательностью, недомоганием, отчужденностью, ослаблением рефлексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращения туловища и председателя, прогибания у поясницы, сгибания и разгибания рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм. Благоприятный эффект достигается только при нагрузке средней величины. Достаточно объективным показателем для определения степени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса растет на 30 % (при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того, чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Правилами дорожного движения запрещается управлять транспортным средством в состоянии усталости, если это состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 час вызывает изменения в организме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко растет после 10 часов непрерывной работы за рулем.

Между двумя длительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10 часовой отдых, который включает 7...8 ч нормального сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 часов. Усталость резко растет в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через 3...5 часов движения.

Важный фактор снижения усталости - использование в поездке кратковременных перерывов. Установлено, что более целесообразные кратковременные перерывы после относительно кратковременной езды, чем длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10 минутный перерыв после первых 3 часов движения, а потом через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходимый отдых длительностью 30 мин.

Характерным симптомом усталости является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным проишествиям с чрезвычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении автомобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормального сна перед ночной поездкой, например, когда время отправления в туристические поездки назначают на 4-5 часов утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нормальный сон, и через 3-4 год движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку можно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участников движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на доброжелательное отношение ко всему окружающему: пропустить водителя, который спешит, или пешехода, ехать без спешки и нервозности.

Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Для правильного понимания действий и поступков водителя в сложных дорожных условиях, а также для разработки научно обоснованных методов его воспитания и обучения необходимо не только изучить его отдельные психические качества (внимание, восприятие, мышление, эмоциональную устойчивость, скорость реакции и т.д.), но и знать психофизиологические свойства, характеризующие его как личность. Личность каждого человека индивидуальна и неповторима. Любой человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Общепринятого определения личности нет. К.К. Платонов дает следующее определение: "Личность - человек как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в общении с другими людьми. Короче говоря, личность - это человек как носитель сознания".

Личность - это совокупность индивидуально выраженных врожденных и приобретенных психических, морально-нравственных и физических свойств человека. Личность - это конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. "Можно твердо сказать, что за всю прошлую жизнь и в будущем не было и нет двух наследственно идеальных людей", - пишет академик Н.М. Дубинин. Человек становится личностью в детстве, когда включается в уже сложившуюся систему общественных отношений. Однако личность не является пассивным продуктом социальной среды. В процессе жизни и деятельности человек активно усваивает социальный опыт. Это выражается в своеобразных для него мотивах поведения, способах действий и поступков, многообразии деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности, поисках и утверждении своего положения в обществе. Активность личности находит свое выражение в жизненной позиции, проявляющейся в непримиримости к недостаткам, настойчивом преодолении трудностей и препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели.

Личность всегда познается в деятельности человека. О личностных качествах бездействующего или спящего человека ничего сказать нельзя. Поведение в семье, на отдыхе, отношение к людям, себе, своей работе, взгляды, убеждения, мировоззрение в значительной степени определяют и поведение человека за рулем автомобиля. Водители, которые в обычной жизни не считаются с друг другими людьми, ведут себя так же и при управлении автомобилем. Еще нередки случаи, когда водители не переключают своевременно дальний свет на ближний, занимают без нужды левую полосу движения или середину дороги, резко перестраиваются из ряда в ряд и т.д. Подобные действия часто создают опасные дорожные ситуации, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств приводят к ДТП. Поэтому для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет из себя как личность. Недаром говорят, что человек управляет автомобилем так, как он живет.

Иногда, даже долгое время общаясь с человеком, можно не разобраться в особенностях его личности. В других же случаях в течении нескольких часов совместной активной творческой работы можно полностью понять и раскрыть черты личности во всем ее многообразии. А иногда, в быстро протекающих экстремальных ситуациях, можно сделать вывод о личности человека по одному его поступку.

Наиболее существенными и постоянными чертами личности являются: направленность, потребности, интересы, способности, темперамент и характер.

Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его жизни и деятельности. Важное значение для направленности имеют идеалы и мировоззрение, потребности и интересы, которые определяют поведение человека в условиях данной социальной среды. Направленность определяет активность и избирательное отношение к работе и людям. Различают профессиональную и бытовую направленность. Профессиональная направленность выражается в устойчивой и сильной привязанности человека к своей профессиональной деятельности. Бытовая направленность выражается в материальных, культурных и индивидуальных устремлениях.

Потребностями называются состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Потребности человека многообразны. Они увеличиваются и изменяются в течении жизни одного человека и разных поколений людей. Общественное производство, создающее все новые предметы потребления, изменения уклада жизни и общественных отношений создают все новые потребности.

Потребности могут быть материальными и духовными. К материальным потребностям относятся потребности в пище, сне, защите от холода и жары и т.д. Духовные потребности (или культурные) выражаются в потребности к труду, творчеству, в усвоении духовной культуры, общении друг с другом, приобретении знаний и т.д. Разнообразие и глубина духовных потребностей зависят от образования, интересов, культурного уровня человека. Когда труд становится первой жизненной потребностью, он вызывает положительные эмоции, дает огромное моральное удовлетворение, повышает производительность и эффективность труда. Это имеет большое значение для повышения эффективности любой деятельности, но особенно важно при выполнении работы, требующей выраженного нервно-психического напряжения и физической выносливости. К такому виду относится и работа водителя автомобиля.

Направленность личности в значительной степени определяется интересами человека. Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Интересы являются стимулом в приобретении знаний и совершенствовании профессионального мастерства. Если говорить, что человек с интересом относится к автомобилю, то под этим следует подразумевать, что он часто ведет разговоры по автомобильной тематике, интересуется всеми новинками, касающимися автомобилей, стремится возможно больше уделяет времени вождению автомобиля, изучению его технических особенностей и возможностей. Такой интерес особенно важен для водительского мастерства, производительности и эффективности труда.

Отсутствие интересов или незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной. Отсутствие профессионального интереса ведет к отставанию, снижению квалификации, что особенно неблагоприятно для водителя автомобиля, так как это снижает его надежность.

Различают духовные и материальные интересы. Духовные - это, прежде всего, познавательные интересы, и именно они характеризуют высокий уровень развития личности. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: овладению знаниями, навыками, процессу творчества и труда. Опосредованный интерес - интерес к результатам деятельности (например, к приобретению профессии, получению водительских прав, материальных благ). Материальная заинтересованность играет очень важную роль. Интерес к профессиональной деятельности значительно возрастает, если она хорошо оплачивается и эта оплата соответствует количеству и качеству выполненной работы. И, наоборот, интерес снижается, если такая связь отсутствует. Совпадение непосредственных и опосредованных интересов позволяет активно и глубоко овладеть профессиональными знаниями и навыками, постоянно совершенствовать мастерство, что, в конечном счете, обеспечивает высокую эффективность труда. При работе с большим интересом человек всегда ставит перед собой определенные цели, достижение которых дает ему большое моральное удовлетворение. А так как предела совершенствованию в любой деятельности не существует, то такой человек, достигнув поставленной цели, ставит перед собой все новые и новые задачи.

Различают широкие и узкие интересы. Узость интересов может привести к одностороннему развитию личности, но не исключает возможности добиться больших успехов именно в этой узкой области. Интересы присущи всем, но это не значит, что все люди одинаковые. Именно разнообразие интересов больше всего отличает людей. Однако и при разнообразных интересах часто имеется главный, ведущий интерес, которому уделяется особое внимание. Хорошо, если работа водителя совпадает с его ведущими интересами, что обеспечивает высокий уровень специальных знаний, профессиональное мастерство и надежность. Большинство водителей с интересом относятся к своей работе и испытывают удовольствие при вождении автомобиля.

Иногда интерес к работе, предмету может вначале отсутствовать и появиться только при более глубоком изучении предмета или приобретении необходимых профессиональных навыков и совершенствования мастерства.

Для возникновения интереса к той или иной деятельности важное значение имеют способности. Способностями называется совокупность психических свойств личности, которые обеспечивают успешное выполнение какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качество. Различают музыкальные, художественные, математические и многие другие способности. Управлять автомобилем может каждый здоровый человек, но легкость овладения водительскими навыками различна у разных людей. Это зависит и от определенных способностей, наличие которых облегчает, а отсутствие затрудняет приобретение необходимых для водителя знаний и обучение их практическому вождению.

К способностям водителя можно отнести следующие качества:

  • - быстрое и точное восприятие, которое обеспечивается отличным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.;
  • - ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений;
  • - высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;
  • - широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое переключение и устойчивость внимания;
  • - хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность;
  • - хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готовность памяти;
  • - интерес к технике и техническому мышлению, легкое приобретение технических навыков;
  • - легкость формирования и переделка двигательных и умственных навыков;
  • - высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность, настойчивость, смелость;
  • - быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений.

Наличие таких способностей не только облегчает обучение, но и сами способности, совершенствуясь в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, все более повышают надежность водителя, а следовательно, и безопасность движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества при правильном индивидуальном обучении, а также активном преодолении их в процессе профессиональной деятельности могут совершенствоваться и компенсироваться другими положительными качествами.

Успешное выполнение какой-либо деятельности не может быть обеспечено лишь одной отдельной способностью. Это может быть только следствием сочетания ряда способностей. Такое сочетание называется одаренностью. Высокая степень одаренности называется талантом.

Люди отличаются друг от друга не только по направленностям, потребностям, интересам, способностям, но и по темпераменту. Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга. Древнегреческий врач Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Он считал, что темперамент зависит от количественного соотношения жидкостей в организме человека, а именно крови, слизи, желчи. У сангвинического (от лат. sunguis - кровь) темперамента преобладает кровь, у флегматического (от греч. phlegm - слизь) - слизь, у холерического (от греч. chole - желчь) - желтая желчь, у меланхолического (от греч. melanos chole - черная желчь) - черная желчь. Учение о темпераментах, созданное античной наукой, представляет лишь исторический интерес.

Название этих темпераментов оставалось до наших дней. Однако материальной основой их, как научно доказал русский физиолог И.П. Павлов, не является соотношение крови, слизи и желчи; оно определяется силой, уравновешенностью и подвижностью раздражительного и тормозного процессов в нервных клетках коры головного мозга.

Сила нервных процессов - самый важный показатель, который имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и выносливость к сильным раздражителям. Это выражается в способности выдерживать большие нагрузки, которая проявляется в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях и отсутствии нервных расстройств в любых экстремальных условиях деятельности.

Уравновешенность между силой и подвижностью нервных процессов выражается в отсутствии повышенной раздражительности, дисциплинированности, способности сдерживать поспешные необдуманные действия и поступки и вместе с тем своевременно реагировать, когда это необходимо.

Подвижность нервных процессов выражается в легкости перехода от возбуждения к торможению, и наоборот. Это выражается в скорости привыкания к новой обстановке, легкой переносимости ожидания, быстром переключении к различным и даже противоположным видам деятельности, быстром засыпании и пробуждении, легком переключении внимания и мышления.

Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, их подвижность и уравновешенность в значительной степени определяют выносливость и работоспособность водителя, его волевые качества и эмоциональную устойчивость, скорость сенсомоторных реакций и скорость переключения внимания, сообразительность в сложной обстановки другие особенности, которые имеют важное значение для надежности водителя и безопасности дорожного движения. Соотношение силы, подвижности и уравновешенности при различных темпераментах представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение силы, подвижности и уравновешенности при различных темпераментах

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающемся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую.

Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпается, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник - наиболее оптимальный тип для работы водителем автомобиля, особенно в условиях городов и на оживленных магистралях.

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению, и наоборот. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная и не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулём. В условиях быстро меняющейся дорожной обстановки он затрудняется в её своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять автомобилем.

Холерик характеризуется сильной, подвижной, но неуравновешенной нервной системой. У него раздражительный процесс по силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При возбуждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении автомобилем характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Если вдали вспыхнул красный сигнал светофора, а водитель продолжает движение на большой скорости, а затем резко тормозит, пугая пешеходов и других водителей, то можно с большой долей вероятности сказать, что за рулем холерик. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя активность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он становится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении автомобилем; он может обеспечить достаточно высокую надежность водителя с холерическим темпераментом.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивность, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой-либо вариант из ряда возможных. При управлении автомобилем очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникают опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, неправильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление автомобилем. Поэтому меланхолик наименее пригоден для водительской деятельности.

Каждый темперамент имеет положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры ценных качеств, которые связаны с темпераментом человека. Но не всякий холерик активен и энергичен и не каждый сангвиник отзывчив. Такие качества вырабатываются лишь в процессе индивидуальной жизни, а темперамент человека может затруднять или облегчать этот процесс.

Темперамент определяется врожденными свойствами нервной системы и отличается большой стойкостью. Однако в результате воспитания, самовоспитания, условий жизни и труда человек может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента и компенсировать их положительными качествами. Этому способствует и то, что большинству людей свойственны особенности различных темпераментов. Поэтому безопасным управлением автомобилем может овладеть почти каждый здоровый человек.

Большую работу в изучении особенностей темперамента человека провел американский психолог Айзенк, анкетные опросники которого достаточно просто и наглядно позволяют определить темперамент человека. Типы темперамента диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы зкстраверсии - интраверсии и шкалы нейротизма.

Экстраверт, по Айзенку, общителен, жаждет новых впечатлений, возбуждений. Он имеет много друзей, склонен к рискованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, "не лезет за словом в карман". Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости. Его эмоции строго не контролируются, на него всегда можно положиться.

Интраверт - спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей, планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решения, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм, по Айзенку, характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивостью (эмоциональную стабильность - нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом полюсе - чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптируемый тип.

Характер - это сложившиеся под влиянием среды и воспитания индивидуальные, наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в поведении, действиях и поступках человека. основные черты характера можно разделить на четыре группы.

Первая группа выражает наиболее общее отношение человека к общественным явлениям и событиям: принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм, мужество или трусость.

Вторая группа определяет отношение человека к другим людям: общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, вежливость или грубость, правдивость или лживость, заносчивость или скромность.

Третья группа - это черты характера, которые выражают отношение человека к труду: трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, инициатива или косность, добросовестность или безответственность, стремление преодолеть трудности или боязнь их.

Четвертая группа - черты характера, определяющие отношение человека к себе: высокая требовательность или самоуспокоенность, застенчивость или кичливость, самокритичность или зазнайство, скромность или самомнение, эгоизм или альтруизм, недооценка своих возможностей.

Зная характер человека, мы можем предвидеть его поведение и действия в различных жизненных ситуациях. Характер формируется в деятельности человека, в процессе его воспитания и обучения. Ценным всегда считался сильный характер. У человека с сильным характером поведение и поступки независимо от сложившихся обстоятельств обычно соответствуют его взглядам и убеждениям. Слабохарактерность как отрицательное качество проявляется в том, что высокие цели и намерения не всегда реализуются. Но сильный характер при эгоистической направленности может вести к антиобщественным поступкам и действиям.

Большое значение на формирование характера оказывает темперамент человека. Легче формировать сильный характер у лиц сангвинического темперамента, в основе которого лежит сильный тип нервной деятельности с высокой подвижностью нервных процессов. Труднее формировать характер у флегматика, протекание нервных процессов которого отличается малой подвижностью. У меланхоликов ввиду слабости нервной системы сформировать сильный характер трудно, а нередко и невозможно. Характер оказывает большое значение на развитие способностей, так как для этого необходимо большое трудолюбие, умение настойчиво преодолевать трудности, не падать духом при неудачах и не переоценивать успехов, творчески относиться к труду, умение организовывать свою работу. Такие черты характера в ряде случаев дают возможность возместить относительную слабость той или иной способности и преодолеть отрицательные черты своего темперамента.

Темперамент, в свою очередь, влияет на особенности проявления характера. Так, настойчивость у сангвиника и холерика выражается в кипучей деятельности, а у флегматика и меланхолика - в сосредоточенном обдумывании. Первые трудятся энергично, страстно, вторые - методично, не спеша. Важнейшей чертой характера является умение владеть своим темпераментом. Человек с сильным характером может "обуздать", "подавить" некоторые черты своего темперамента. Последнее имеет важное значение для повышения надежности водителей при наличии у них черт темперамента, которые могут отрицательно влиять на их поведение за рулем автомобиля. Необходимо также учитывать, что водители разного темперамента при одном и том же характере, в одних и тех же дорожных условиях могут вести себя по-разному.

Характер человека многогранен, он представляет собой не простую сумму отдельных психических черт, а совокупность самых различных их сочетаний, причем некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера не только влияют на выбор профессии и выполнение профессиональной деятельности, но и нередко определяют поведение человека.

Зная ведущие и наиболее устойчивые черты характера водителя, можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных ситуациях, что должно учитываться при обучении, совершенствовании водительского мастерства, а также подборе водителей к различным видам профессиональной деятельности.

Немецкий ученый Г. Глезер очень большое значение придает характеру в деятельности водителя. Он даже высказал мысль, что характер для деятельности водителя может быть даже важнее, чем та сумма знаний и умений, которыми надо располагать при сдаче экзамена на получение прав управления автомобилем. По-видимому, важно и то, и другое. Но следует признать, что роль характера в деятельности водителя огромна.

Безопасность движения зависит не только от стажа и опыта водителя, но и от его непосредственных действий и их соответствия конкретной дорожной ситуации. А эти действия нередко определяются характером водителя, его моральными и нравственными качествами. Дж. Версейс установил, что водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие Правила дорожного движения, более агрессивны, враждебно настроены, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к необоснованному риску. Установлено также, что водители, систематически нарушающие ПДД, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только Правила дорожного движения, но и нормы общественной жизни.

Проведенное Е.А. Милеряном социологическое исследование 10 тыс. ДТП показало, что наименьшее число их допускают водители, которые имеют семью и ведут нормальный образ жизни. В отличие от них неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни, в 1,7 раза чаще являются участниками ДТП.

Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лиц, злоупотребляющих алкоголем, совершали ДТП в три раза чаще, чем водители, ведущие нормальный образ жизни.

Установлена прямая зависимость между морально-нравственным обликом личности водителей и количеством совершаемых ими ДТП. Поэтому морально-нравственное воспитание водителей имеет особенно большое значение для повышения безопасности дорожного движения.

Успех любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально-нравственных и психофизиологических качеств, которые в совокупности определяют его поведение в конкретных жизненных ситуациях.

Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств.

Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, работающие без аварий, по сравнению с водителями, допускающими большое количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами.

Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

В жизни каждого делового человека рано или поздно наступает момент, когда время становится слишком дорогим, чтобы тратить его на вождение. Тогда он задумывается над тем, чтобы приобрести себе машину представительского класса с удобными местами для задних пассажиров. Но этим проблема не решается - необходим водитель, который будет качественно выполнять свои обязанности.

От самостоятельного поиска персонального водителя деловые люди, как правило, отказываются сразу. Время, потраченное на поиски и собеседования, слишком дорого. Лучшим вариантом будет поиск личного водителя через специализированные агентства. Но, даже обратившись к специалистам по найму, окончательное решение все-таки будет за Вами. Что стоит учесть при выборе личного или семейного водителя?

В первую очередь, оцените, для каких целей Вам необходимы услуги личного водителя. Будет он возить только Вас или станет семейным водителем, и, соответственно, сколько часов будет длиться его рабочий день. В зависимости от того, кого придётся возить, водители подразделяются на:

. персональных (личных) - возит только работодателя. Среди требований, предъявляемых к личному водителю, могут быть согласие на ненормированный рабочий день, знание этикета, дресс-код и т.д. Само собой эти требования отразятся на зарплате водителя.

. семейных - возит членов семьи. Семейному водителю иногда придётся выполнять и функции гувернёра - надо уметь найти общий язык с детьми, которых предстоит возить в школу, на кружки и пр. К тому же водителю требуются минимальные навыки помощника по хозяйству, если вдруг понадобится завернуть в магазин.

При выборе водителя учитываются как профессиональные, так и личные качества работника. Квалификацию помогают оценить в кадровых агентствах. Существует три уровня - A, B и C (не путать с категориями водительских прав у водителя):

. водители класса С - начинающие водители;
. водители класса В - водительский стаж от 5 лет; опыт вождения различных марок автомобилей, в том числе иномарок представительского класса; хорошее знание дорог, транспортных развязок, объездных путей, а также навыки мелкого ремонта автомобилей;
. водители класса А - стаж вождения от 15 лет, навыки экстремального вождения; частично может выполнять функции телохранителя; существенными преимуществами являются наличие лицензии на оружие и удостоверение сотрудника охранного предприятия.

Личные качества водителя оцениваются работодателем не меньше, чем профессиональные. Тем не менее, от личностных качеств и психологических способностей работника, а также от событий, происходящих в его личной жизни, во многом зависит выполнение им профессиональных обязанностей, а значит, надежность и безопасность обслуживания клиента.

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ХОРОШЕГО ВОДИТЕЛЯ.

Во-первых,
хороший водитель должен «чувствовать» автомобиль, его габариты, а также заботиться о безопасности пассажиров и других участников дорожного движение. Это достигается путем полной концентрации внимания во время движения.

Во-вторых, хороший водитель не всегда должен быть молодым, несмотря на то, что у молодых водителей реакция лучше, чем у пожилых, однако в аварии они попадают намного чаще. Поэтому при выборе водителя стоит обратить внимание на его возраст, оптимальным решением будет рассмотреть средний возраст.

В-третьих, профессиональный семейный, персональный водитель должен контролировать свои эмоции, быть спокойным и уравновешенным, ведь психофизическое состояние водителя сильно отражается на дорожной ситуации.

В-четвертых, хороший водитель всегда использует такую технику вождения, которую называют "оборонительной". Конечно, придерживаться оборонительной позиции при интенсивном движении удается с трудом. Но именно это и можно назвать профессиональным вождением.

И, в-пятых, для водителя, будь он персональный или семейный, помимо вождения автомобиля, лежит ответственность за его техническое состояние. Поэтому хороший водитель несет ответственность не только за пассажиров, но и за сам автомобиль!

Все качества водителя, конечно, сложно оценить на собеседовании, но уже через неделю работы Вы сможете узнать его лучше и сделать соответствующие выводы.

Влияние возраста водителя на профессионально важные психофизиологические качества

В.Г. Логачев, В.А. Тюлькин, С.В. Кравченко Тюменский государственный нефтегазовый университет

Аннотация: В работе рассматривается процесс формирования профессионально важных психофизиологических качеств водителей под влиянием их возраста с целью повышения эффективности эксплуатации автомобилей на основе прогнозирования поведения водителей во времени..

Ключевые слова: надежность водителя, психофизиологические свойства, эффективность эксплуатации автомобиля, возраст водителя, безопасность движения.

Совершенство автомобиля, как конечного продукта автомобильной отрасли, во многом зависит от уровня технологического развития машиностроения, станко- и роботостроения, химической, металлургической, легкой, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности. Результатом их развития является постоянное улучшение технических характеристик, и, как следствие, эксплуатационных показателей транспортных средств (ТС), повышение их активной, пассивной, экологической и послеаварийной безопасности. Отмеченные обстоятельства не могли не отразится на результативности эксплуатации автомобильного транспорта. По официальным данным изменения показателей безопасности дорожного движения в Российской Федерации (РФ) число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по причине технических неисправностей транспортных средств с каждым годом снижается, в то время как ДТП из-за нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения (ПДД) неуклонно растет (табл. 1). Даже учитывая, что неудовлетворительное состояние улиц и дорог также имеет ощутимый вес (табл. 1), можно с полным правом утверждать, что в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» (ВАДС) основным структурным элементом, оказывающим

наибольшее влияние на эффективность эксплуатации ТС, является водитель. Высокую значимость водителя, а также участвующих в дорожном движении пешеходов, пассажиров и велосипедистов отмечает Г.И. Клинковштейн , утверждая, что их низкая надежность не позволяют создать абсолютно безопасную систему ВАДС.

Таблица №1

Динамика изменения аварийности в Российской Федерации

Показатель состояния безопасности дорожного движения Календа] рный год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Удельный вес ДТП из-за нарушений ПДД водителями ТС 78,8 80,9 81,6 83,6 84,0 85,1 85,0 85,5 87,2 87,7

Удельный вес ДТП из-за эксплуатации технически неисправных ТС 1,8 1,5 1,1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,5 0,8

Удельный вес ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог 24,4 23,9 20,7 18,7 17,9 18,7 21,0 21,2 21,0 26,0

На значительную роль человека в обеспечении безопасности движения также указывает А.Э. Горев , отмечая, что причиной 93 % ДТП являлся человек, из которых в 57 % случаев ответственность ложится непосредственно на человека, в остальных случаях прослеживается причинно-следственная связь с автомобилем (6 %), дорогой (27 %), либо их совокупное влияние (3 %). Ситуация с низкой надежностью водителей характерна не только для РФ, но и других стран, где на долю ДТП по вине водителей приходится от 47,2 % (Испания) до 86,8 % (Венгрия) случаев .

Если рассматривать систему ВАДС с позиции теории надежности, как сложную систему с последовательным соединением элементов, то именно надежности водителя необходимо уделить наибольшее внимание в изучении,

поскольку надежность всей системы ВАДС, определяемая произведением вероятностей безотказной работы ее элементов, будет ниже надежности самого слабого звена - водителя .

Отмеченная ненадежность водителя во многом служит импульсом в создании и совершенствовании систем управления автомобилем, но их действие на современном этапе автомобилестроения сводится к минимизации физических усилий, прикладываемых водителем при управлении транспортным средством, подмене или внесению корректирующих воздействий в управление ТС . В этой связи основную роль в обеспечении безопасного и эффективного управления автомобилем приобретают восприятие, мышление и принимаемые водителем управляющие воздействия .

Сложность моделирования поведения водителя ТС продиктована самой психофизиологической природой человека, который на большой массив информации о дорожно-транспортной ситуации, поступающей из внешней среды, за короткий промежуток времени должен отреагировать и принять правильное решение в управлении автомобилем. На восприятие, переработку и принятие управляющих воздействий, по мнению Ф.П. Касаткина , оказывают непосредственное влияние как ухудшение физического состояния, так и «психические (тип и состояние нервной системы) и личностные (характеризующие человека как личность) качества водителя». Аналогичные выводы о зависимости надежности водителя от его индивидуальных особенностей и психофизиологических свойств делает Е.М. Лобанов , руководствуясь работой основоположника отечественной психофизиологии В.Д. Небылицына , который первым заговорил о «надежности человека-оператора» и предложил количественную и качественную оценку природных свойств нервной системы. Английские ученые Дж. Эландер, Р. Уэст и Д. Френч, занимаясь рассмотрением вопросов

взаимосвязи индивидуальности водителей и аварийности, также утверждают, что риск попасть в аварию непосредственно связан с умением водить машину и стилем ее вождения .

Зависимость надежности водителя от его физического состояния учитывается государственной системой обеспечения безопасности дорожного движения, частью которой является медицинское освидетельствование состояния здоровья человека на предмет допуска к управлению транспортным средством. Но в процедуре оценки состояния здоровья среди диагностируемых параметров отсутствуют показатели и практически не оцениваются личностные и психофизиологические качества, имеющие особую важность для водителя (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями на 15 мая 2013 года).

Сложность в диагностировании психофизиологического состояния водителя состоит в практической неосуществимости учета всей совокупности качеств, а также отсутствием возможности их численной оценки. Так, Ф.П. Касаткин среди физиологических качеств выделяет ощущения, восприятие, внимание, память, реакцию, мышление; в психических качествах - состояние нервной системы, эмоциональную устойчивость; среди личностных - отношение к профессии, безрассудство, авантюризм, осмотрительность, отношения в семье. В. Д. Небылицын , рассматривая вопрос надежности операторов сложных систем, делает ударение на

долговременной выносливости и выносливости к экстренному напряжению и перенапряжению, помехоустойчивости, отвлекаемости, реакции, переключаемости, устойчивости к действию факторов внешней среды. Вместе с тем, при разности точек зрения о наиболее значимых психофизиологических свойствах человека как водителя, авторы едины во мнении, что их изменения находится под влиянием возраста URL:gibdd.ru/stat/

2. Klinkovshteyn G.I., Afanas"ev M.B. Organizatsiya dorozhnogo dvizheniya: Ucheb. dlya vuzov. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Transport, 2001. 247 p.

3. Organizatsiya avtomobil"nykh perevozok i bezopasnost" dvizheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. A.E. Gorev, E.M. Oleshchenko. M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2006. 256 p.

4. Lobanov E.M. Proektirovanie dorog i organizatsiya dvizheniya s uchetom psikhofiziologii voditelya. M.: Transport, 1980. 311 p.

5. Teoriya nadezhnosti: Ucheb. dlya vuzov. V.A. Ostreykovskiy. - M.: Vyssh. shk., 2003. - 463 p.: il.

6. Permyakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.

7. Osnovy upravleniya transportnymi sredstvami i bezopasnost" dvizheniya: Ucheb. posobie S.V. Filimonov, S.G. Talyshev, Yu.V. Ilyasov. Penza: Izd-vo Penz. gos. un-ta, 2007. 98 p.

8. Kasatkin F.P., Bazhenov Yu.V. Bezopasnost" perevozok na avtomobil"nom transporte: Ucheb. posobie. Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2000. 224 p.

9. Nebylitsyn V.D. Nadezhnost" raboty operatora v slozhnoy sisteme upravleniya i ee psikhofiziologicheskie factory . Psikhofiziologicheskie issledovaniya individual"nykh razlichiy. M.: Nauka, 1976. pp.194-207.

10.Elander J, West R, French D. Behavioral correlates of individual differences in road-traffic crash risk: An examination of methods and findings.

Psychol. Bull. 1993. V. 113. N2. pp. 279 - 294.

11.French D.X. Decision-making style, driving style, and self-reported involvement in road traffic accident. Ergonomics. 1993. V. 36. N6. pp. 627 - 644.

12.Zakharov N.S., Tekut"ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

13. Zakharov, N.S. Izvestiya vuzov. Neft" i gaz, 2005, №4. pp. 105-110.

14. Rotenberg R.V. Osnovy nadezhnosti sistemy voditel"-avtomobil"-doroga-sreda. . M.: Mashinostroenie, 1986. 216 p.

15.Romanov A.N. Avtotransportnaya psikhologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2002. 224 p.

16.Pugachev I.N. Organizatsiya i bezopasnost" dorozhnogo dvizheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2009. 272 p.

17. Avtomobil"nye perevozki i organizatsiya dorozhnogo dvizheniya: Spravochnik. Per. s angl. V.U. Renkin, P. Klafi, S. Khalbert i dr. M.: Transport, 1981. 592 p.

18. Apparatno-programmnyy kompleks (APK) dlya testirovaniya i razvitiya psikhofiziologicheskikh kachestv voditeley UPDK-MK Avtomobil"nyy URL: neurocom.ru/ru2/auto/updk_mk_auto.html# (accessed 21/01/2015)

19.Zakharov, N.S. Programma «REGRESS». Rukovodstvo pol"zovatelya. Tyumen": TyumGNGU, 1999. 52 p.