Сторожевой корабль «Сметливый. СКР "Сметливый": описание, характеристики и интересные факты Где сметливый

У нас самые красивые военные корабли. За это их и люблю, поэтому их и фотографирую. Их много, разных - различных классов и проектов. Но самый красивый, изящный, элегантный проект корабля для меня - это сторожевые корабли пр. 61, "поющие фрегаты". В свое время их построили ровно 20 единиц, и они были везде - на Балтике, на северах, на ТОФе, и разумеется в Севастополе. По состоянию на сейчас в строю остался один - СКР "Сметливый" Черноморского флота РФ. Последний из "поющих фрегатов". Уже история. Поэтому когда стало известно, что в рамках их похода в Средиземку корабль будет заходить в т.ч. и на Мальту (которая сама по себе колоритное и красивое место), особых раздумий на тему "ехать или не ехать" не было.

Все связанные с поездкой приключеньица описывать не буду (их с лихвой хватило бы на три раза), да и к "предмету съемки" большая их часть не относится. Самое главное, что за пятнадцать минут до захода корабля в гавань Валлетты я стоял на нужном месте.

2. Итак, 1 ноября 2013 г., где-то 07-15 утра по местному времени. Действие первое, Сметливый появляется на входе в Гранд-Харбор.

3. Проходит какой-то местный рыбацкий (?) катерок.

4. Буксиры пристраиваются по правому борту корабля. Уже хорошо - по крайней мере, не будут перекрывать собой корабль во время съемки.

5. Сметливый заходит вглубь бухты. На заднем плане - мемориальный колокол в память жертв обороны Мальты 1940-1943,

6. ... и прочие виды на Валлетту.

7.

8. Энергичный разворот,

9. и корабль швартуют к причальной стенке пассажирского порта.

10. Буквально через полчаса рядом отшвартовался здоровенный круизник, вот они вместе в одном кадре:)

11. Утром следующего дня, рассветные виды на Валлеттуу со "Сметливым"...

12. и на сам корабль покрупнее.

13. И вот такой еще ракурс.

14. А рано-рано утром 3 ноября, пополнив запасы, корабль покидал Мальту. Лайнер на фоне не на выход, а только что зашел, развернулся и ждет, когда ему освободят причал.

15. Виды на противоположный берег Гранд-Харбор - полуостров Сенги.

16. и Биргу (справа - форт Saint Angelo)

17. На мостике каждый занят своим делом:)

18. Швартовая команда.

19. Очень повезло с небом. 15 минут раньше - было бы не то, 15 минут позже - аналогично.

20. Прикрывающий вход в бухту форт Рикасоли

21. И уже сам выход из бухты.

22. Буксиры доворачивают корабль на выход.

23.

25. Крайний кадр. К своим причалам возвращаются буксиры и лоцманский катерок, а Сметливый идет дальше решать поставленные задачи.

Корабли проекта 01090 создавались для обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота и дальней и ближней морских зонах, патрулирования в заданных районах морей и океанов, обеспечения конвойных и десантных операций сил флота. Корабли проекта 61 стали этапными для отечественного ВМФ благодаря применению всережимной газотурбинной установки, управляемого ракетного вооружения и насыщенности кораблей радиоэлектронным оборудованием. При проведении модернизаций их боевые возможности значительно возросли и они стали универсальными кораблями. В течении трёх десятилетий они были «лицом» океанского ракетно-ядерного ВМФ СССР. «Сметливый» является последним действующим кораблём этого проекта в составе ВМФ РФ. Он является старейшим боевым кораблём в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1969 г.


Корабли проекта 1135 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Этот проект стал основным типом сторожевого корабля ВМФ СССР. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Ладный» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1980 г.

Корабли проекта 1135М являются дальнейшим развитием проекта 1135. Они получили более мощное вооружение и новую ГАС. СКР предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней морской и океанской зоне, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Пытливый» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1981 г.

Подводные лодки проекта 877В предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действий на коммуникациях, проведения минных постановок. Являются самыми совершенными неатомными ПЛ отечественного флота благодаря решению вопросов энерговооружённости, обеспечения скрытности на всех режимах работы ГЭУ, повышения эффективности вооружения и радиоэлектронного оборудования. «АЛРОСА» вместо гребного винта оборудована водомётным движителем, что делает её самой малошумной среди всех ПЛ проекта. В НАТО их называют «чёрная дыра» из-за малой шумности и низкого уровня акустического поля подлодок.
В составе флота с 1990 г.

Подводные лодки проекта 641Б являются дальнейшим развитием проекта 641. Они отличаются улучшенной мореходностью, более совершенными аккумуляторными батареями, новым радиоэлектронным оборудованием. Подводные лодки проекта 641Б предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действия на коммуникациях, проведения минных постановок и патрулирования в заданных районах. «Б-380» является последней действующей субмариной этого проекта.
В составе флота с 1983 г.
NB: В некоторых источниках указывается, что лодка получила название «Святой князь Георгий». С 2004 г. находится в ремонте в Севастополе, но в настоящее время все работы на ней приостановлены.

Десантные корабли проекта 1171 предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспортов вооружения в дальней и ближней морских зонах.
«Николай Фильченков» (1975 годl, бортовой номер 152),
БДК-65 «Саратов» (1966 год, бортовой номер 150),
БДК-69 «Орск» (1968 год, бортовой номер 148).

Десантные корабли проекта 775-II являются дальнейшим развитием проекта 775. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе Черноморского флота:
«Цезарь Куников» (1986 г., бортовой номер 158),
«Новочеркасск» (1987 г., бортовой номер 142),
«Ямал» (1988 г., бортовой номер 156).

Десантные корабли проекта 775-III является дальнейшим развитием проекта 775. Он получил новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе флота с 1990 г.

Ракетные корабли проекта 1239 уникальны по своей конструкции - они являются катамаранами из алюминиево-магниевого сплава с аэростатической воздушной разгрузкой (воздушной каверной). В качестве ГЭУ они получили дизель-газотурбинную установку в виде двух раздельных двигательно-движительных установок с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Ракетные корабли имеют мощное ударное и оборонительное вооружение и совершенное радиоэлектронное оборудование. Их задача - уничтожение крупных надводных кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне. Они не имеют аналогов ни в одном флоте мира.
В составе Черноморского флота:
«Бора» (1991 г., бортовой номер 615),
«Самум» (2000 г., бортовой номер 616).


Проекта 61. Заступил на боевое дежурство в 1969 году, базируется в Севастополе (Республика Крым). В его задачи входит патрулирование морской акватории, поиск и ликвидация подводных аппаратов, в том числе и АПЛ.

Предпосылки для создания

В 50-х годах флот США получил в распоряжение уникальные для того времени подлодки, способные нести ядерные ракеты дальнего радиуса действия. Для их обнаружения и уничтожения были разработаны корабли 61-го проекта, в число которых входит СКР «Сметливый».

Первоначально боевые суда предназначались для действий в Баренцевом и Норвежском морях, где осуществляли дежурство АПЛ стран НАТО. Однако после урегулирования Карибского кризиса США вывели свои стратегические базы из Турции, взамен направив в восточную часть Средиземного моря подлодки класса «Сити киллер» (Убийца городов) с ракетами «Поларис» на борту. Их ударной мощности было достаточно для уничтожения большинства крупных городов и промышленных узлов европейской части СССР, в том числе на Урале. Командование вынуждено было отреагировать на новую угрозу, направив новейшие СКР 61-го проекта в ведение Черноморского флота. Позже «Сметливый» входил в пятую эскадру СССР, патрулировавшую в Средиземноморье.

История

Сторожевой корабль «Сметливый» с бортовым номером 537 (первый командир - Л. А. Макаров, капитан 3-го ранга) поднял флаг 15.07.1969 года и 5 октября прибыл в Севастополь. В состав Краснознаменного Черноморского флота был зачислен 21.10.1969 года, а 25 ноября, после испытаний и прохождения курсовых задач, введен в состав кораблей 1-й линии боевой готовности.

Корабль в 1971-м находился в Средиземном море в течение 60 суток на боевой службе. В апреле-мае 1972 года на большом противолодочном корабле «Сметливый» был развернут выносной пункт управления (ВПУ) контр-адмирала Л. Я. Васюкова, командовавшего 30-й дивизией надводных кораблей. В результате проведенного в составе КПУГ поиска была обнаружена иностранная ПЛ, контакт с которой непрерывно поддерживался кораблями и вертолетами на протяжении 29 часов 15 минут. В середине апреля 1972 года ВПК под началом капитана 1-го ранга В. Капитанца осуществил заход в порт Касабланка.

Служба

6-12 марта 1973 года с группой кораблей СКР «Сметливый» посетил с визитом порт Латакия (Сирия). С 4 октября по 26 ноября 1973-го он находился в районе боевых действий на Ближнем Востоке, сопровождая советские и болгарские транспорты. Находясь в составе КУГ-5 вместе с крейсером «Мурманск» СКР осуществлял слежение в готовности к уничтожению в случае начала боевых действий за авианосным соединением ВМС США во главе с авианосцем CVA 42 «Франклин Д. Рузвельт».

С 26 сентября по 1 октября 1973 ВПК в составе отряда боевых кораблей под флагом адмирала В. С. Сысоева совершил заходы в порт Сплит (Югославия), с 9 по 13 августа 1974 - в Варну (Болгария), и с 26 июня по 1 июля 1980 года - в Тунис. 30.08.1974 года «Сметливый» оказывал помощь аварийному ВПК «Отважный».

В 1981 году ВПК «Сметливый» (бортовой № 745) участвовал в показательном учении по автоматизированному управлению силами приданной и корабельной авиации с ФКП на ТАКР «Киев». До постановки в ремонт и модернизацию корабль участвовал в десяти крупных учениях и выполнил двенадцать боевых служб, оставив за кормой свыше 320 000 миль.

Под флагом России

После раздела СССР СКР «Сметливый» № 870 отошел под юрисдикцию российского флота. В 1998-м поддерживал миротворцев в Абхазии, выполняя роль ретранслятора связи. Корабль неоднократно участвовал в крупных международных учениях. В 2008-м был задействован во время Осетинского конфликта. С началом операции по оказанию помощи Сирийской республике является важным звеном противолодочной обороны при охране флотской группировки в Средиземном море.

Модернизация

В период планового ремонта, проведенного на Севморзаводе в 1976-1977 годах, на корабле было модернизировано ракетное вооружение и установлена система орошения погребов «Карат-М». 19.02.1987 года сторожевой корабль «Сметливый» (бортовой № 717) был поставлен в СМЗ им. Орджоникидзе для проведения модернизации по проекту 01090.

Работы затянулись до 1995 года. В результате на месте бомбометов серии РБУ-1000 были смонтированы направляющие, позволяющие устанавливать противокорабельный комплекс «Уран» с дозвуковыми ракетами X-35. Была убрана вертолетная площадка. Вместо малоэффективной в условиях современного боя кормовой артустановки установлена система МНК-300 «Кайра», облегчающая обнаружение подлодок. Важной составляющей стали комплексы постановок помех серий ПК-16 и ПК-10, а также новые РЛС. В 2010-м заменена газотурбинная силовая установка № 3.

Конструкция

Полностью сварной корпус корабля «Сметливый» (Россия) оборудован 14 переборками и, соответственно, 15 отсеками. Живучесть судна достаточно высокая: даже после затопления трех смежных отсеков оно останется на плаву и будет способно решать боевые задачи. За характерный стремительный силуэт и обтекаемые формы вся 61-я серия получила неофициальное название «утиной».

Расположение помещений на СКР является традиционным для кораблей времен СССР, за исключением КП управления кораблем, ГЭУ, кают офицеров, коридоров и впервые предусмотренной проектом столовой команды. Особенностью ее была возможность разместить для приема пищи до двух третей личного состава срочной службы одновременно. В то же время, в соответствии с требованиями противоатомной защиты, каюты и кубрики не имели иллюминаторов, что в сочетании с отсутствием кондиционеров и слабой вентиляцией помещений, а также постоянным шумом от работающих газовых турбин ухудшало условия обитаемости даже по сравнению с кораблями предыдущих проектов.

Технические параметры

СКР «Сметливый» (Россия) обладает следующими характеристиками:

  • Длина по кильватерной линии - 132 м, максимальная - 144 м.
  • Ширина по кильватерной линии - 14 м, максимальная - 15,8 м.
  • Высота бортов: 8,1 м (на миделе) - 13,2 м (у фор-штевня).
  • Водоизмещение: 4315 т (полное); 3890 т (нормальное); 3465 т (стандартное).
  • Осадка (в зависимости от водоизмещения): 4,47 м; 4,18 м; 3,88 м.

Двигатели

Для 61-й серии принята двухвальная ГЭУ в составе двух автономных главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) класса М-3, обладающая мощностью на вал 36000 л. с. ГТЗА размещаются в двух отсеках автономными эшелонами. Каждый эшелон включает один всережимный ГТЗА М-3, реверсивный односкоростной спаривающий редуктор, два газотурбогенератора ГТУ-6 и один дизель-генератор. Редуктор позволяет осуществлять реверс гребного винта с переднего полного хода на задний полный ход (и обратно). Разработку и изготовление ГТУ осуществлял ЮТЗ «Заря» в г. Николаеве.

Суммарная мощность силовых установок составляет 72 000 л. с. Ее преимущества:

  • меньшая масса;
  • экономичность;
  • высокая маневренность (возможность быстрого пуска и набора мощности),
  • высокая автоматизация.

Для сохранения высокого КПД установки каждая турбина имеет собственный газоход (трубу), отсюда наличие на корабле сразу четырех труб. Над палубой все они располагаются попарно, V-образно, поперек корабля в плоскости шпангоутов, с наклоном к бортам.

Применение на корабле ГТУ, одной из особенностей которых является высокий уровень шумности, потребовало реализации целого ряда конструктивных мероприятий по снижению уровня шума. Так, была даже специально разработана и установлена в шахтах приема воздуха система шумопоглощения.

Ремонт

Конструктивно предусматривалась возможность производства в короткие сроки агрегатного ремонта ГТУ и замены ГТД. При проектировании размеры газоотводных труб выбирались как из расчета снижения в кожухах температуры отводимых газов, так и возможности быстрой замены через них ГТЗА М-3 и ГТУ-6 в сборе, без демонтажа смежного оборудования и вскрытия корабельных конструкций. Столь же легко могла проводиться и агрегатная замена отдельных элементов ГТД, значительно облегчая тем самым проведение ремонтов даже силами личного состава.

Управление и навигация

Штурманские приборы включают:

  • магнитный компас УКРП-МЗ, гирокомпас «Курс-5», 18 репитеров гирокомпаса;
  • курсограф, автопрокладчик «Путь-1»;
  • лаг МГЛ-50 со штевневым устройством, эхолот НЭЛ-5;
  • радиопеленгатор АРП-50;
  • индикатор сигналов КИ-55, приемно-индикаторное устройство КПИ-ЗМ, фазовый приемо-индикатор КПФ-1.

Вооружение

Артиллерийское вооружение представляет установка серии АК-726. Она имеет два спаренных ствола под 76-мм снаряды. Боезапас составляет 1200 выстрелов, скорострельность - 90-107 в/м. Первоначально СКР «Сметливый» нес два орудия, однако впоследствии кормовую установку демонтировали, заменив ее неакустическим комплексом по поиску подлодок МНК-300. Разработка АУ была начата в 1954 году под руководством конструктора П. А. Тюрина. На вооружение ВМФ СССР АК-726 была принята в 1964-м, став одной из наиболее распространенных корабельных артсистем.

Ракетное вооружение СКР «Сметливый» состоит из пусковых установок «Волна-Н» (2x2) и «Уран» (2x4). Первая является аналогом наземного ЗРК С-125, разработанного на стыке 50-60-х годов. Впоследствии она была модернизирована до ЗУР В-601М. «Уран» является более современной разработкой: установка позволяет выстреливать мощными противокорабельными ракетами серии Х-35У. Летя на минимальном расстоянии над водой (что затрудняет ее обнаружение и уничтожение), ракета при удачном попадании способна значительно повредить и даже уничтожить суда водоизмещением до 5000 т.

Противолодочное вооружение включает реактивные бомбометы класса РБУ-6000. Они позволяют для поражения подлодок использовать противолодочные ракеты 90Р и глубинные бомбы РГБ 60. Их боезапас составляет 192 единицы.

Пятитрубная торпедная установка серии ПТА-5361 рассчитана на использование 533-миллиметровых торпед двух типов:

  • электрических противолодочных СЭТ-65;
  • парогазовых противокорабельных 53-65К.

Авиация

Изначально на корме «Сметливого» располагалась вертолетная площадка (которую позже демонтировали). Корабельные вертолеты серии Ка-52 были важной составной частью системы обнаружения и ликвидации подлодок. Их основным оружием были торпеды класса АТ-1/1М с самонаводящимся механизмом с массой взрывчатки 70 кг. Они имели возможность повторного поиска цели в случае утраты контакта с ней.

Также вертолетчики могли сбрасывать глубинные бомбы различных типов. На вооружении Ка-25 состояла и атомная ГБ марки РЮ-2-2. Она принималась в кормовой погреб авиационного боезапаса. Эти авиабомбы хранились на спецскладах в поселке городского типа Щебетовка под Феодосией и доставлялись на 12-й причал в Севастополе непосредственно перед выходом БПК на боевую службу.

Вывод

Хотя «сторожевик» 61-й серии ведет родословную с 60-х годов и считается морально устаревшим, после ряда модернизаций он способен эффективно выполнять свою непосредственную задачу - обнаруживать и по возможности уничтожать ПЛ потенциального противника. Базируется СКР «Сметливый» № 870 в г. Севастополе. Он участвовал в ряде миротворческих миссий и сегодня выполняет служебные задачи в Черном и Средиземном морях.


Сразу предупреждаю вопросы типа: "..почему поющий?.." Такое прозвище у корабля из-за мелодичного свиста газовых турбин.

Мне повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, ведь когда возвращается "Сметливый" - это везение.

"Сметливый" один из самых старых, а возможно и самый старый из боевых кораблей в составе нашего флота. Его заложили 15 июля 1966 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 26 августа 1967 года спущен на воду, а 21 октября 1969 года включен в состав Черноморского флота.

Моё знакомство со "Сметливым” произошло давно, несколько лет назад. Узнал я про этот корабль во время поездки в Москву, в 2012 году, когда встретился с Антоном Блиновым.

anton_blinov - безумный человек, который ради уникальной фотографии может пролететь пол земли. Так и в этом случае, ради фотографии скр (сторожевой корабль) "Сметливый" он полетел в Турцию, чтобы заснять его в Босфоре. Безумен он ещё и потому, что в лютый холод готов сидеть несколько часов в канализационном колодце, чтобы дождаться возвращения новейшей подводной лодки в Северодвинск. Сидели вместе - настоящий шипспоттер!

Моё знакомство со "Сметливым" состоялось так: я узнал о скором возвращении этого корабля: день и время. Специально приехал на южный мол и стал его ждать. На горизонте кроме морского тральщика "Иван Голубец" и пары яхт ничего не было. Решил вернуться в пансионат Мокроусова- загорать и купаться.


Как только приехал к площади Нахимова, то решил пройтись по набережной, купить мороженого и сфотографировать что-нибудь необычное. В какой-то момент на горизонте увидел дым, это оказался тральщик "Иван Голубец", о котором писал в одном из прошлых репортажей. Я был огорчен, ожидал увидеть "Сметливый", а тут морской тральщик, который уже пару дней "крутился" вокруг пансионата Мокроусова.

Естественно, его было необходимо тоже заснять, ведь для меня главное репортажи о флоте! Вокруг меня было много людей: в основном, встречающие моряков с корабля "Сметливый". Большинство из них, к моему удивлению, считали, что этот тральщик и есть "Сметливый. Нескольких человек я сразу убедил, что это не сторожевой корабль, так что потерпите, наверное, он скоро будет на горизонте. Я не ошибся.

Через несколько минут после прохода мимо нас тральщика "Иван Голубец" на горизонте появилась огромная струя дыма. Это был он самый.."Сметливый".

Я привык, что когда возвращаются подводные лодки, то они просто проходят мимо и встают у причала (причем, при выходе гудят друг-другу, как будто желая счастливого пути). У сметливого же все было по другому: экипаж выстроился в голубой тропической форме вдоль борта и под музыку "Легендарный Севастополь" приветствовал город.

Удивительное событие, из-за того, что горожане и туристы за несколько часов начинают готовиться ко встрече: флаги России и военно-морского флота, фотоаппараты и даже дуделки. Возможно, это и здорово, что наши заходы и возвращения подлодок не так афишируются.

Минобороны России в воскресенье заявило, что экипаж российского сторожевого корабля «Сметливый», находившегося в 22 километрах от греческого острова Лемнос северной части Эгейского моря, предотвратил столкновение с турецким сейнером. Чтобы столкновения не произошло, сторожевик открыл предупредительный огонь по курсу движения турецкого судна.

«В 9.03 мск вахтенная служба корабля обнаружила на расстоянии около 1 тыс. метров турецкое судно, приближающееся к стоящему на якоре сторожевому кораблю «Сметливый» с правого борта. Несмотря на многочисленные попытки «Сметливого», экипаж турецкого сейнера не шел на радиоконтакт с российскими моряками и не отвечал на специальные визуальные сигналы светового семафора и сигнальных ракет.

При сближении турецкого сейнера с российским сторожевым кораблем на расстояние около 600 метров, в целях недопущения столкновения кораблей, по ходу движения турецкого судна на расстоянии гарантированного непоражения, было применено стрелковое оружие», — говорится в сообщении пресс-службы, размещенном на сайте Минобороны.

В сообщении отмечается также, что после стрельбы турецкое судно «резко сменило курс и, не выходя на контакт с российским экипажем, продолжило движение мимо «Сметливого» на расстоянии 540 метров».

Турецкого военного атташе сразу же вызвали на аудиенцию к отвечающему за международные вопросы заместителю российского министра обороны Анатолию Антонову.

Напомним, что в Средиземном море на условиях ротации (замены) с 2013 года постоянно находится оперативное соединение кораблей ВМФ России. Оно насчитывает до 10 кораблей и судов обеспечения.

Впервые «Сметливый» нес службу в средиземноморской группировке РФ в период с 30 апреля по 16 сентября 2014 года. Сторожевой корабль «Сметливый» российского Черноморского флота является старейшим боевым кораблем в Военно-морском флоте РФ. Его закладка состоялась на заводе в украинском Николаеве в июне 1968 года. В состав Черноморского флота корабль был включен 21 октября 1969 года.

После прохождения модернизации «Сметливый» вооружили пусковыми установками с противокорабельными ракетами Х-35 «Уран», артиллерийской установкой АК-726 «Волна» с 16 ракетами, торпедным аппаратом на пять торпед и двумя реактивными бомбометами РБУ-1000.

В период несения боевой службы сторожевик неоднократно принимал участие в международных учениях в разных морях и океанах. Кроме того, в августе 2008 года участвовал в вооруженном конфликте в Южной Осетии. В 2012-2013 годах был размещен у берегов Сирии. В настоящее время «Сметливый» вместе с флагманом Черноморского флота ракетным крейсером «Москва» и сторожевыми кораблями «Ладный» и «Пытливый» находится в составе ротационной группы кораблей Черноморского флота в Средиземноморье, где с 30 сентября по 7 октября также участвовал в учениях близ берегов Сирии.

Как сообщает со ссылкой на военно-дипломатический источник: «Оперативная группировка кораблей и судов обеспечения ВМФ России за последние несколько недель увеличена до 15 вымпелов в связи с обострением ситуации в данном регионе».

Провокация и беда с коммуникацией

Напряженность в отношениях между Россией и Турцией возникла после атаки 24 ноября турецким истребителем F-16 российского бомбардировщика Су-24, якобы нарушившего турецкое воздушное пространство, залетев с территории Сирии. разорвало все взаимоотношения с турецкими коллегами. Президент России Владимир Путин требует от главы Турции Реджепа Тайипа а извинений в связи с подбитием российского самолета, но Эрдоган отказывается.

Проводя в пятницу, 11 декабря, итоговую годовую коллегию военного ведомства, Путин предостерег всех, кто пытается устраивать провокации против российских военных.

«Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению», — заявил президент России.

Как пояснил «Газете.Ru» бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений , произошедший в Эгейском море инцидент не должен стать поводом для закрытия Турцией проливов Босфор и Дарданеллы для российских кораблей. Прохождение военных кораблей через проливы ограничивается принятой в Швейцарии в 1936 году конвенцией Монтрё. За ее выполнением следит Турция.

«Закрытие проливов - это очень серьезная вещь. Чтобы закрыть проливы по конвенции Монтрё, есть положение о том, что Турция должна находиться в состоянии войны или испытывать военную угрозу с нашей стороны», — пояснил Бужинский.

Собеседник «Газеты.Ru» не исключает, что произошедшее между турецким кораблем и российским фрегатом «Сметливый» — это провокация или проверка со стороны Турции после жесткого заявления о том, что будет уничтожаться все, что может быть опасно для российской военной группировки.

«Возможна и провокация. Идет игра нервов между Путиным и Эрдоганом. Путин сказал жестко действовать, а Эрдоган понял, что это адресовано не сирийцами и не американцам, а туркам. Может быть, решил спровоцировать и проверить «на вшивость», — отметил эксперт.

Бужинский не исключает, что приближение турецкого корабля к российскому вызвано тем, что «турки решили, что российский корабль находился в их территориальных водах», так как Турция некоторые греческие острова считает своими. Кроме того, отметил генерал-лейтенант, турецкие военные всегда имели проблемы с коммуникацией. Он напомнил, что в 1974 году при высадке на Кипр турки сами потопили свой эсминец.

«С коммуникацией было напряженно - они через Анкару связывались, чтобы определить, чей это корабль, а пока связывались - турецкий самолет подбил этот турецкий эсминец», — рассказал Бужинский, отметив, что в воскресном инциденте также могла иметь место проблема с коммуникацией, и не только между турецким и российским кораблем, но непосредственно самих турецких военных.

Тем временем турецкие СМИ уже начали нагнетать обстановку вокруг российских кораблей в Средиземноморье (в частности крейсера «Москва»), участия в обстреле боевиков запрещенной в России и многих странах мира с новой подлодки «Ростов-на-Дону» крылатыми ракетами, а также размещения семи российских вертолетов на аэродроме Эребуни в Армении (входит в состав российской базы Гюмри).