Ребус стрелка вверх пчела ее. Правила разгадывания ребусов для детей. Собственные существительные, звукоподражание и необычные слова

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и так далее.

Что такое ребус?

Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию).

Ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков (Ожегов С.)

Суть ребуса - загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами.

Решить ребус - значит “перевести” всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Требование к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: “Найди два решения этого ребуса”.
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: “Отгадай причастие”).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай пословицу”).
  5. Ребус должен составляться слева направо.
  6. При составлении ребусов всегда учитывайте целевую аудиторию.

Как составлять и разгадывать образовательные ребусы

Простые правила:

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;
  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;
  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;
  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;
  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;
  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;
  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;
  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 – опять; 100Г – стог);
  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;
  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Когда можно использовать ребусы в преподавании?

  1. На этапе закрепления материала. При этом обучающиеся не просто воспроизводят знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
  2. На этапе самостоятельной работы обучающихся. Организация активного самостоятельного поиска, нахождения и использования научной информации.
  3. На этапе переключения и активизации внимания (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Метод ребусов используется:

В обучении чтению дошкольников – Ребус-метод Льва Штернберга,

В обучении взрослых – ребусы по Анатомии для студентов первого курса обучения в качестве дополнительного средства проверки знаний по отдельным разделам дисциплины “Анатомия и физиология человека” или по Экономике , как этап проектной деятельности студентов.

Сегодня существуют даже генератор ребусов:


Рис.1. Генератор ребусов

Ответ: Причастие.

Еще ребусы, созданные с помощью генератора:


Ответ: глагол

Ответ: Битва под Москвой


Ответ: Оксюморон

Примеры ребусов по Истории Отечества (автор Р. Китаев).

Ответ: Аврора

Ответ: Китайская стена

Ответ: День Победы

Ответ: Крепостное право

Ответ: Царь Пушка

Ответ: Наполеон

Иногда в журнале встречается загадка с картинками, буквами и цифрами, а также знаками препинания и равенства. Это ребус. По сравнению с кроссвордами или сканвордами, эту загадку могут отгадать не так много людей. Возникает вопрос: "Что означают запятые в ребусах?" Сложность состоит в том, что правила решения никогда не печатают. А если и встретится некая инструкция, то она, скорее всего, будет неполной. Но на самом деле все не так сложно.

Что такое ребус

Латинское слово rebus означает «вещи». Крылатая фраза "не с помощью слов, а при помощи вещей" очень точно описывает салонную игру в слова. Впервые о ней стало известно во Франции, когда вышел сборник этих загадок. Его составитель - Э. Тамбуро. Первые ребусы не отличались широкой палитрой средств загадывания, но в последующие годы значительно обогатились различными приемами.

С тех пор появились музыкальные, литературные, математические и театральные ребусы. Принцип у всех один: зашифрованное понятие составляется по частям из нескольких других слов, которые представляются картинками или пантомимой. В настольной игре в ребусы присутствуют запятые, которые располагаются вперемежку с изображениями.

Есть определенные принципы, по которым пишется шифровка. Чтобы разгадать загадку, следует знать, что означают запятые.

В ребусах свои законы

Если говорить коротко, запятыми обозначают буквы, которые нужно убрать из слова. Они могут стоять с одной или с другой стороны от картинки. Поскольку текст читается слева направо, наличие запятой перед изображением означает, что убирают первую букву. Запятая после него указывает на то, что не берут в расчет последнюю букву. Знаков может быть несколько. В таком случае из слова, зашифрованного изображением, исключают несколько букв.

А что означает запятая в ребусе вверху картинки? Еще одно правило гласит, что ребус читается сверху вниз. Значит, откидываем начальную букву. По аналогии уже понятно, что означает запятая в ребусе внизу - откидывание конечной буквы.

Встречаются и перевернутые знаки. Значит, отбрасываются буквы с конца слова. Когда встречаются перевернутые рисунки, слово читается задом наперед. Если картинка содержит еще и запятую, нарисованную вверх ногами, то убирают конечную букву из прочитанного наоборот слова.

Например, под изображением коровы стоят две перевернутые запятые. Под ними лев, а подо львом буква есть "А". Решение: для начала убираем из слова "корова" две последние буквы, получаем "коро". Теперь добавляем "лева". Получается слово "королева".

Несколько запятых

Иногда встречаются не одна, а две запятые в ребусе. Что означает этот шифр? Некоторые думают, что это кавычки. Однако это не так.

Например, требуется отгадать такую загадку: перед картинкой слона слева стоят две запятые. Слова читаются слева направо, значит, будут убираться две первые буквы. Если от слова "слон" отнять две первые буквы, то получится "он".

Еще один вариант: перед картинкой слона слева находится слог "мю". После картинки справа стоят две запятые и буква "и". Решение: от слова "слон" отнимаем две последние буквы, получается "сл". Добавляем "мю" в начало, а "и" в конец, получаем слово "мюсли".

А как быть, если нужно самостоятельно составить ребус? Допустим, нужно подобрать шифровку для слога "он". Конечно, можно использовать разные способы. Но если помнить, что означают запятые в ребусах, то все станет легко. В русском языке достаточно слов, состоящих из нескольких слогов. Чтобы получить тот из них, который нужен, можно не мучиться с придумыванием предметов. А например, взять картинку с граммофоном и поставить девять запятых слева. Задача усложняется тем, что сначала нужно отгадать, какое слово зашифровано картинкой. Возможно, не все знают, что такое граммофон.

Картинку с хамелеоном и шесть запятых слева тоже можно представить в качестве ребуса.

Что означает запятая сверху картинки

Это значит, что необходимо откинуть первую букву слова, так как всегда действует правило чтения ребусов: слева направо и сверху вниз. К примеру, есть ребус, состоящий из двух картинок - ведра и книги. Над обеими картинками стоят три обычные неперевернутые запятые. Решение такое: отнимаем от слов "ведро" и "книга" по три первые буквы. Получаем "ро" и "га", то есть "рога".

Еще один пример: рисунок змеи, над которой стоит запятая. Есть указание: "я"= "л". Решение будет такое: отнимаем первую букву от слова "змея", получается "мея". Теперь меняем букву "я" на "л". Получается "мел".

Примеры с хамелеоном или граммофоном, которые рассматривались выше, можно было бы записать так: над картинкой с изображением слова поставить нужное количество запятых, чтобы отнять их у слов "граммофон" и "хамелеон".

Когда знаки стоят под рисунком

Бывает, что запятые находятся сверху или снизу картинки. Что означает в ребусе запятая снизу? Пусть это вас не смущает. При чтении сверху вниз запятая, что находится над картинкой, показывает, что откидывают первую букву закодированного слова. А та, что стоит под изображением, указывает на последнюю. Если запятых несколько, убирают несколько букв.

Допустим, перед нами изображение молотка. Есть указание: "т"="к". Это означает, что букву "т" следует заменить на "к". Далее под картинкой стоит запятая. Решение: заменяем букву, получаем слово "молокок". Убираем последнюю - выходит "молоко".

Перевернутый знак препинания

Иногда встречается перевернутая запятая в ребусах, что означает в этом случае удаление последней буквы? Для усложнения задачи этот знак, стоящий вверх ногами, может и не находиться в конце или внизу картинки. Если ребус составлен из нескольких изображений, каждое из которых дополнено запятыми, не запутаться поможет следующий принцип.

Если стоит обычная запятая, то убираются буквы в начале слова, а если перевернутая, то убираются буквы с конца слова. В случае зашифровки слова из нескольких картинок и запятых перед каждой картинкой будут стоять обычные запятые, а после - перевернутые. Таким образом разделяются части загадки. Сколько бы ни стояло между рисунками запятых, по их положению можно понять, где заканчивается шифр предыдущего слога и начинается шифровка последующего.

Например, имеются два изображения: малины и зонта. Перед малиной есть две обычные запятые, затем - две перевернутые. После зонта стоит еще одна перевернутая. Есть указание: "з"="м". Решаем по порядку. Весь ребус написан в строчку, значит, читаем слева направо. Отнимаем у слова "малина" две буквы в начале и две в конце, получается "ли". Это первый слог. Теперь у слова "зонт" меняем букву "з" на "т", получается "монт". Удаляем последнюю букву и получаем "мон". Это второй слог, а все вместе будет "лимон".

Вертикальные ребусы

Бывают также вертикальные загадки, где между картинками стоят знаки препинания. Что означают запятые в ребусах, если они расположены друг над другом? Некоторые из них, если их написать в строчку, занимают слишком много места. Допустим, на одной картинке изображено поле, на другой - дорога. После поля стоят две перевернутые запятые, перед дорогой - еще две, но уже обычные, а после дороги одна перевернутая. Этот ребус не поместится на странице, но переносить его нельзя. Что же делать?

Выручит способ записи ребуса сверху вниз, при котором картинки будут размещены одна над другой. Под той, что с полем, ставим две перевернутые запятые, над дорогой - две обычные, а под дорогой - перевернутую. Решаем ребус: отнимаем две последние буквы от слова "поле", получаем "по". Это первый слог. От слова "дорога" отнимаем две первые и одну последнюю буквы. Получаем "рог". Это второй слог. Вместе - "порог".

Как составить красивый ребус с запятыми

Чтобы запись ребуса была изящной, не стоит слишком вытягивать его в длину или в высоту. Например, можно использовать такой способ: взять среднюю часть слова и подыскать картинку для нее. Пусть это будет такой слог, который легко найти в составе других слов. Отсекая запятыми сверху и снизу лишние буквы, получаем искомый слог. Теперь нужно просто добавить перед картинкой и после нее недостающие буквы, и работа готова.

Пример: нужно зашифровать слово "олень". Сначала выберем средний слог, который будем представлять картинкой. В данном случае легче выбрать слог "ле". Он находится в составе многих слов, но для красоты выберем "улей". Он квадратный, его легко разместить посреди листа. Сверху и снизу картинки с ульем ставим запятые. Вверху - обычную, внизу - перевернутую. Так мы обозначаем слог "ле". Теперь слева перед картинкой ставим букву "о", а после - буквы "н" и "ь". Все вместе - "олень".

Попробуйте поиграть в эту настольную игру. Она развивает логику и увеличивает словарный запас. Через некоторое время вы заметите, что стали лучше разбираться в составе слов.

Всем большой привет!

Как насчёт разминки для ума? Любите ли вы в свободную минутку погадать кроссворды и покумекать над логическими задачками? Превращать сложное в увлекательное люди стали очень давно, рисуя абракадабры и замысловатые схемы. Головоломки на расшифровку спрятанных слов, или в простонародье – ребусы, — это целое искусство, которое живёт по своим правилам составления и разгадки.

Знаете ли вы, как решать ребусы или зашифрованные загадки для вас – дремучий лес? Оказывается, здесь существуют свои техники и приёмы, позволяющие «включить мозг». Итак, будем знакомы – загадочный ребус.

План урока:

Откуда пришёл ребус?

Немного истории. Логические тренировки ума пришли к нам из Франции. Там их с удовольствием разгадывали ещё в 15 веке, не прочь понапрягать свой мозг был сам прусский король Фридрих.

С латинского слово переводится как «при помощи вещей». И действительно, именно с использованием картинок всяких предметов, букв и цифр любители ребусов загадывают загадки.

В 1582 году французы даже издали первый сборник, который и познакомил всю Европу с занимательной логикой в картинках. В родной России ребусы появились лишь к концу 19 века – некогда нам было задачки решать! Благодаря журналу «Ребус» они стали одним из развлечений для жителей той эпохи.

Получается, что современному российскому ребусу уже более ста лет, а он всё так же популярен, да и совершенствование используёмых приёмов «игры в прятки» – дело бесконечное и безграничное. Новых загадок сегодня – большое разнообразие на «вкус и цвет», для слишком умных и попроще.

Какие бывают ребусы?

Слова в логических загадках шифруются разными способами.


Самые простые рисованные задачки обычно прячут одно – максимум два слова, они разгадываются на «раз-два-три», а вот задачи из трёх и более элементов разгадать куда сложнее, но тем и интереснее.

Ребусами можно записать даже поговорки и пословицы, фразы и четверостишья! Представьте себе пушкинское письмо Татьяны к Онегину в виде картинок! Вот было б интересно! А как выглядело бы шедеврально красиво!

А еще ребусы будут отличным, красивым и интересным дополнением для ваших школьных исследовательских проектов. Например, как или .

Решаем неразрешимое, или общие правила для ребусов

Если объединить все правила решения логических задачек воедино, то получится спецнабор, помогающий выбрать правильный путь к разгадке.

  • Каждое спрятанное слово делится на части, изображаемые рисунком или при помощи знаков. Читаются эти части обычно слева направо, но бывает, что наоборот и даже сверху вниз.
  • Загаданное одинокое слово обычно – имя существительное в единственном числе именительном падеже. Бывают исключения из правил, но для этого даются подсказки.
  • Когда ребус – это целое предложение, то, безусловно, там живут не только имена существительные, но и глаголы, и прилагательные, в общем, иные части речи. Для таких головоломок составители специально делают указание наподобие «отгадай пословицу».
  • У ребуса должно быть одно решение. Если же их предусмотрено несколько, об этом тоже делается ссылка.

Итак, вооружившись бумажным листком с карандашом, выписываем каждое отгаданное изображение, выполняем все указания к ним, полученные части складываем. Вуаля! Вы нашли правильный ответ!

А сейчас пройдёмся по основным видам ребусов и способам их отгадок.

Картинки с буквами и цифрами

Существует несколько приёмов, позволяющих без труда решать такие задачки:


Рисунки с запятыми и знаками.

Загадки с запятыми и картинками, а также с использованием других знаков, они тоже разгадываются по своим правилам:


Буквенные ребусы

Часто здесь буквы рисуются в разных ракурсах – внутри друг друга, около, одна под другой – всё это приёмы, позволяющие спрятать загаданное слово:


Пробуйте силы!

Вы изучили инструкцию к порядку отгадывания ребусов? А теперь примените теорию на практике! Вот вам пословица:

Ну как успехи? Жду ответы в комментариях!

Ну и так как мы хорошо поработали, нужно хорошенько отдохнуть! Ералаш! Для всех! Смотрим и улыбаемся)

На этом с вами прощаюсь, пойду тоже погадаю ребусы, сделаю зарядку для ума!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Дата: 19.12.2015 г. как решать ребусы

Это основные правила, которые помогут научиться разгадывать ребусы. Они приведены в следующем коротком мультфильме, а также более развернуто рассмотрены ниже по тексту.

Примеры ребусов увеличиваются при нажатии.

1. Картинка, геометрическая фигура, число или музыкальная нота означает, что для разгадки надо прочитать название того, что изображено. Например, число «100» вместе с буквой «Л» превращается в «СТОЛ», нота «СИ» с добавлением слога «ЛА» даёт нам слово «СИЛА», а фигура «РОМБ» с отнятой последней буквой и стоящей впереди буквой «Г» превращается в слово «гром»:

Как разгадывать ребусы. Ребус читается как: СТО + Л. Можно разгадывать, как СТОЛ. Ребус-1


Как разгадывать ребусы. Ребус читается как СИ (нота) + ЛА. Можно разгадывать, как СИЛА. Ребус-2


Как разгадывать ребусы. Ребус читается, как Г + РОМ (фигура ромб без последней буквы). Можно разгадывать, как ГРОМ. Ребус-3

2. Запятая означает, что надо убрать крайнюю букву (в начале или в конце) у картинки, рядом с которой стоит запятая. Две запятые означают удаление двух букв. Направление хвоста запятой показывает в сторону картинки, от которой надо отнять букву. Ребусы, содержащие элемент с большим количеством запятых нежелательны, поскольку размазывают смысл используемого элемента. Ниже приведён пример, где слово «ЗАБОР» с отнятием двух первых букв, разгадывается, как «БОР» - хвойный лес:

Как разгадывать ребусы. Правило-2. Ребус-4

3. Зачеркнутая буква или цифра над картинкой peбyca означает, что для разгадывания из этого слова убирают эту букву или букву с указанным номером, и в некоторых случаях меняют на другую букву. Например, слово «КИТ» превращается в слово «КОТ», «СТОЛ» превращается в «СТУЛ»:

Как разгадывать ребусы. Правило-3. Ребус-5


Как разгадывать ребусы. Правило-3. Ребус-6

4. Буквы, цифры или картинки могут находиться друг в друге, одно на другом, прятаться за спиной у другого, состоять одно из другого, тогда к решению peбycа добавляются «В», «НА», «ЗА», «ИЗ». Например, буква «О», внутри которой есть буквы «ДА», превращаются в слово «ВОДА», буквы «КА», стоящие на букве «У», превращаются в слово «наука», букву «Ц», стоящую за буквой «Я», можно решить, как слово «ЗАЯЦ», а большую букву «А», состоящую из маленьких букв «Б» нужно разгадывать, как слово «ИЗБА»:

Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-7


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-8


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-9


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-10

Необходимо отдельно сказать о ребусах, в разгадывании которых появляются фрагменты «НА» и «НАД», а также о ребусах, в которых существует вариативность «НАД»-«ПОД» и «ПЕРЕД»-«ЗА». В примере видно, что стоящие на буквах «ДЕ» буквы «ЖДА» разгадываются, как «НАДЕЖДА». То же самое решение получается, когда «ЖДА» висит над буквой «Е». Зеркальный вариант в случае «висящих» друг над другом букв может подразумевать положение «ПОД», как в ребусе «ПОДВАЛ». Аналогично зеркальное решение имеется в случае постановки одних букв за другими, тогда ребус можно разгадывать варьируя подстановки «ЗА» и «ПЕРЕД», как в ребусе «ПЕРЕДЕЛКА».

Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-18


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-19


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-20


Как разгадывать ребусы. Правило-4. Ребус-21

5. Несколько одинаковых букв подряд при разгадывании означают добавление вперед числительного - по количеству этих букв. Например, семь букв «Я» означают «СЕМЬЯ»:

Как разгадывать ребусы. Правило-5. Ребус-11

6. Перевернутые рисунок или часть слова - означают, что ребус надо решать читая слово наоборот. Например, перевёрнутая картинка кота превращается в слово «ТОК»:

Как разгадывать ребусы. Правило-6. Ребус-12

7. Вставка в виде «галочки» означает, что нужно вставить дополнительную букву в слово, на которое направлена эта «галочка». Например, если над цифрой «2» стоит этот знак, и с цифрами «1» и «2» по бокам, то надо вставить в слово «ДВА» указанную букву - в нашем случае «И» - между первой и второй буквами. А так как после двойки есть еще буква «Н», то весь ребус можно решить как «ДИВАН»:

Как разгадывать ребусы. Правило-7. Ребус-13

Приведенные выше правила - основные, помимо них есть еще некоторые «нечеткие» дополнительные правила: множественная выборка букв из названия элемента (когда над элементом указываются множественные цифры); указание стрелкой на фрагмент элемента; нечеткая взаимная постановка элементов (обыгрывающая предлоги «У», «С», «ОТ», «ПО»).
Но эти дополнительные правила размывают смысл головоломки-ребуса, превращая его в задачу множественного перебора-выбора. Если в ребусах для более старшего возраста эти правила иногда применяются, то для в ребусах для детей их применение нежелательно, потому что детям в первую очередь необходимо освоить сами алгоритмы решения, и это следует делать, основываясь на четких правилах.
Ниже приведены примеры «нечетких» ребусов:

Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-14


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-15


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-16


Как разгадывать ребусы. Нечеткое правило. Ребус-17

Также иногда в ребусах используется приём вложенности, обозначаемый скобками. В таком случае ребус состоит из других ребусов, вложенных в него. Этот приём иногда используется в ребусах для более старшего возраста. Для детей такие ребусы нежелательны, поскольку детям сначала следует дать основные алгоритмы разгадывания. Пример такого ребуса на рисунке ниже:

Как разгадывать ребусы. Приём вложенности. Ребус-22

Ребусы (в т.ч. и наряду с другими задачами) при грамотном применении являются эффективным средством для обучения детей. Предлагая ребёнку головоломки соответствующего класса, можно целенаправленно развивать «аппаратную часть» мозга, последовательно обучая его алгоритмам решения задач и навыкам умозрительного конструирования.
Текст и иллюстрации: А.Фокин.

Наверное, каждый встречался с ребусами. Ребусы всегда привлекают внимание своим внешним видом. Это вам не судоку из одних цифр, не кроссворды и не сканворды из чёрно-белых клеточек, и тем более не текстовые загадки. Тут картинки! Они-то и привлекают, бросаются в глаза, выделяются среди других задач, и поэтому являются прекрасным видом довольно простых, но при этом популярных головоломок, разгадывать которые интересно и маленьким детям, и взрослым людям, и даже старикам.

Итак, ребусы - это рисованные загадки, в которых искомые слова или фразы «зашифрованы» в виде набора картинок и знаков.

Как их разгадывать? Вначале нужно понять, что же конкретно изображено на рисунке. Иногда это оказывается самым сложным в ребусе. Например, нарисована легковая машина. Какое слово загадано? «Машина»? «Автомобиль»? А может быть, «Нива» или «Москвич»? Или нарисована кошка. Что загадано? «Кошка»? «Кот»? А, может быть, «котёнок» или вообще «Мурзик»? Конечно, чаще всего под рисунком загадывается самое общее слово. Например, если нарисовано некое неопределённое лиственное дерево, то скорее всего загадано именно слово «дерево». Не «ясень», не «яблоня» и не «дуб». Но если нарисована именно яблоня с яблочками, то тут уже загадано скорее всего именно слово «яблоня», а никак не просто «дерево». И да, именно «яблоня», а не «айва», «антоновка» или «мельба».

В общем, думаю, что с картинками всё более-менее понятно. А вот дальше вступают в действие правила, которые позволяют «обрабатывать» загаданное рисунком слово и преобразовывать его во что-то совсем другое.

Приёмы разгадывания ребусов

Итак, есть несколько приёмов, применяемых при составлении и, соответственно, при разгадывании ребусов.

Использование запятых

Приём первый и основной – это удаление лишних букв при помощи запятых (апострофов). Если перед рисунком стоит одна или несколько запятых, то значит из названия изображения нужно удалить одну или несколько первых букв. Если запятые стоят после рисунка, то удалять буквы нужно с конца. Т.е., если изображён БАНТ без запятых, то значит используем все 4 буквы. Если перед бантом нарисован апостроф, то получается [ б АНТ] = АНТ . Если запятая после банта, то получается [БАН т ] = БАН . А если по одной запятой и перед и после банта, то получается [ б АН т ] = АН .

Запятыми можно снимать буквы в начале или в конце слова, в середине не получится. Передние запятые ставятся слева от рисунка и рисуются хвостиком вперёд, задние запятые рисуются справа от рисунка хвостиком назад. Иногда, правда, встречаются ребусы, в которых все запятые смотрят хвостом вперёд. Так делают неграмотные составители ребусов. Чтобы не путать разгадывающих ребус, передние запятые надо рисовать хвостом вперёд, а задние - назад, как на рисунке выше. Правила надо соблюдать, поэтому никаких исключений.

А бывают ещё запятые «вверх ногами», но об этом чуть ниже.

Перестановка букв

Второй приём - перестановка букв при помощи указания нужного порядка. Допустим, нарисована карета, а над или под ней написано 321456. Это значит, что буквы надо взять в указанном порядке. Получим [КАРЕТА (321456)] = РАКЕТА .

Если какая-то цифра пропущена или повторно используется, значит соответствующую букву нужно тоже либо пропустить, либо повторно использовать. Например, нарисованы шорты и порядок букв 4234. [ШОРТЫ (4234)] = ТОРТ . Такой приём неявного удаления ненужных букв не очень хорош, но вполне допустим.

Кстати, ракету из кареты можно сделать и так:

Удаление букв вычёркиванием

Ненужную букву над рисунком можно нарисовать зачёркнутой - значит её не надо учитывать при разгадывании ребуса. Например, [К р ОТ] = КОТ . Или можно указать не букву, а её порядковый номер в слове. Например, [КРОТ(2)] = КОТ.

Удалять буквы вычёркиванием - плохой приём, поэтому его лучше не использовать.

Замена букв

Третий приём - замена букв при помощи знака равенства. Допустим, нарисован пень, и над ним написано П=Л. Значит, надо заменить букву П на Л. Получится «лень»: [ПЕНЬ (П=Л)] = ЛЕНЬ .

Или нарисован слон и над ним написано 1=К. Значит, надо заменить первую букву на букву К. [СЛОН (1=К)] = КЛОН.

Такая замена - тоже не очень хороший приём, для ленивых, поэтому в идеале его лучше не использовать.

Использование слов-невидимок

Четвёртый приём – самое сложное в разгадывании ребусов – это неявное использование слов-связок. Допустим, нарисован овал, а внутри цифра семь. Нужно сначала догадаться, что овал – это буква «О». А раз семёрка внутри буквы О, то ребус читается как [в «О» – «семь»], то есть «восемь». Или такой ребус: нарисованы часы с двумя правыми запятыми «ЧА сы », а за ними на заднем плане большая буква «А». Можно прочитать как [за «ЧА сы » – «А»], [«А» – за «ЧА сы »], [«ЧА сы » – перед «А»], а можно и как [перед «А» – «ЧА сы »]. Что такое ЗАЧАА, АЗАЧА, ЧАПЕРЕДА – непонятно, а вот ПЕРЕДАЧА – вполне себе нормальное слово. В общем, можно использовать любые скрытые союзы и предлоги – «и», «к», «в», «у», «над», «под», «за», «перед», «по», «из» и другие связующие слова. На рисунке ниже показаны разные варианты применения таких слов-«невидимок».

Такие ребусы со словами-невидимками могут расшифровываться по-разному, в зависимости от того, в каком порядке брать слова. Например, на первой картинке нарисован заяц в букве «а». Можно прочитать как [в «А» – «ЗА яц »], а можно и как [«ЗА яц » – в «А»]. Первый вариант даёт слово ВАЗА, а вот второй – ЗАВА. Скорее всего, имелась ввиду именно первая расшифровка, хотя, конечно, если это составная часть большого ребуса, то может быть загадано и ЗАВА:)

    [в «А» – «ЗА яц »] = ВАЗА . (вариант [«ЗА яц » – в «А»] = ЗАВА не подходит)

    [под «К» – « с ОВА»] = ПОДКОВА . (варианты [« с ОВА» – под «К»] = ОВАПОДК, [над « с ОВА» – «К»] = НАДОВАК, [«К» – над « с ОВА»] = КНАДОВА, а также где вместо СОВА используются слова ФИЛИН, НЕЯСЫТЬ и другие – не подходят)

    [«ДО» – к «ЛАД ья »] = ДОКЛАД (вариант [к «ЛАД ья » – «ДО»] = КЛАДДО не подходит)

    [на «К» - « с ЛОН»] = НАКЛОН (вариант [« с ЛОН» – на «К»] = ЛОННАК не подходит)

    [у «П» – « п РЯЖКА»] = УПРЯЖКА (вариант [« п РЯЖКА» – у «П»] = РЯЖКАУП или варианты, где вместо предлога «у» используются «возле», «за» или «рядом», не подходят)

    [перед «А» – «ЧА сы »] = ПЕРЕДАЧА (варианты [«ЧА сы » – перед «А»] = ЧАПЕРЕДА, [за «ЧА сы » – «А»] = ЗАЧАА, [«А» – за «ЧА сы »] = АЗАЧА не подходят)

    [за «СТРЕЛ а »+Ь – « я ЩИК»] = ЗАСТРЕЛЬЩИК

Несмотря на то, что предлоги в русском языке меняют падеж слов, к которым они относятся, в ребусах (как и в кроссвордах и других словесных задачах) все названия даются в именительном падеже .

Словами-невидимками могут выступать не только союзы и предлоги, но и числительные. И со словами можно даже производить математические действия. Например, [ООО] = ТРИО, [К/2] = ПОЛК, [ЯК/3] = ТРЕТЬЯК.

Комбинации из рисованных букв

Напрямую использовать в ребусе буквы, которые обозначают сами себя, не очень хорошо. Их не нужно разгадывать, и это упрощает ребус. Если уж мы используем в ребусе букву, то надо её хотя бы красиво изобразить, чтобы она стала украшением. Красивых шрифтов в интернете сейчас полно, поэтому проблем с этим быть не должно.

Но помимо отдельно стоящих букв в ребусах в качестве шестого приёма применяют комбинации из нескольких букв, используя описанный выше метод со словами-связками. Буквы часто рисуют в виде подвижных фигурок или человечков, чтобы изобразить направление движения. Тогда получается использовать такие слова-невидимки как «к», «от», «с».

Итак, рассмотрим основные такие связки:

    «Буква в букве» : [в «О» – «Л»] = ВОЛ , [«И» в «А»] = ИВА .

    «Буква у буквы» : [«З» – у «Б»] = ЗУБ , [у «Ю» – «Т»] = УЮТ .

    «Буква на букве» : [«З» на «К»] = ЗНАК, [на «Р» – «Ы»] = НАРЫ .

    «Буква под буквой» : [под «О» - «Л»] = ПОДОЛ , [под «В» - «ИГ»] = ПОДВИГ.

    «Буква за буквой» : [за «Л» – «П»] = ЗАЛП , [«ФА» за «Н»] = ФАЗАН.

    «Буква перед буквой» : [перед «Е» – «Л»] = ПЕРЕДЕЛ , [«В» перед «И»] = ВПЕРЕДИ.

    «Буква из букв» : [«В» из «А»] = ВИЗА, [из «Ю» - «М»] = ИЗЮМ.

    «Буква с буквой» : [«О» с «А»] = ОСА , [«М» и «Г»] = МИГ .

    «Буква к букве» : [«О» к «О»] = ОКО , [к «И» – «Т»] = КИТ .

    «Буква от буквы» : [«Ф» от «О»] = ФОТО , [от «Е» – «Ц»] = ОТЕЦ .

    «Буква с буквы» : [«У» с «Ы»] = УСЫ , [с «А» – «Д»] = САД, [«М» и «Н» с «К»] = МИНСК .

    «Буква по букве» : [по «Э» – «Т»] = ПОЭТ , [«Э» по «ХА»] = ЭПОХА .

Изменение порядка букв на обратный

Ещё один приём – это использование перевёрнутого изображения. Если картинка перевёрнута, значит читать буквы нужно в обратном порядке. Нарисован клоун вверх ногами, значит читать надо «НУОЛК». А если перед этим перевёрнутым клоуном написать букву В и поставить две запятые, то получим ребус [В + ну ОЛК] = «ВОЛК ».

Что важно: вместе с рисунком переворачиваются и запятые.

Варианты ребусов

Простой ребус

Самый простой вариант ребуса – это набор картинок с запятыми перед и после. В процессе разгадывания нужно вначале понять, что изображено, затем подставить вместо рисунка буквенное значение, убрать лишние буквы, восстановить порядок букв и подразумеваемых слов-связок и, в конце концов, прочитать то, что зашифровано.

На рисунке выше загадано: [« п НИ» на («КОМАР» + «О» в «А»)] = НИНА КОМАРОВА

Это обычный простой ребус. Но можно пойти и дальше.

Двойной ребус

Можно использовать несколько видов запятых. Например, чёрные и белые. И снимать ими разное количество букв в словах. Такие двойные ребусы придумал А.Завьялов.

    «чёрный» ребус: [« ко ЗА» + «П ни » + « чи Р» + « ив А» + «ВО лк » + « д ЕД» + «Е» + «ЛО гу » + «СТО л » + « я Й цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

    «белый» ребус: [«КО за » + « п Н и » + «Ч ир » + «И ва » + « во Л к » + « де Д» + «Е» + «ЛОГУ» + « сто Л» + «ЯЙ цо » + с «М» – «Е» + « б ЛО к »] = КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО

Зеркальный ребус

Необычный и довольно редкий вид ребусов - зеркальный. Здесь нужно использовать зеркало. Разгадывающему даётся только одна часть ребуса, а вторую часть придётся читать в зеркале. При этом слова задом-наперёд читать не надо, они же в зеркале остаются нормальными. А вот запятые в зеркале снимают буквы совсем по-другому.

Такой ребус составить ещё сложнее, чем двойной, но ничего невозможного нет, и ниже я опишу метод создания подобных ребусов.

На картинке загадано: [« аис Т» + « пл У г » + « п Л уг » + «А ист »] = ТУЛА .

Как вариант, можно составить ребус, который целиком будет читаться только в зеркальном отражении. По сложности составления он будет как и обычный ребус, да и выглядеть будет так же, но при разгадывании возникнут проблемы. Пока разгадчик не догадается, что ребус надо разгадывать, смотря в зеркало, он ничего не поймёт, потому что запятые будут снимать и, соответственно, оставлять совершенно другие буквы.

Ребус с вычитанием

Обычно в процесе разгадывания ребуса по умолчанию подразумевается, что разгаданные части ребуса соединяются вместе для образования ответа, то есть складываются или, как говорят программисты, конкатенируются.

Но можно явно использовать знаки сложения и вычитания. Тогда там, где плюс, надо будет складывать нужную, а там где минус – «отнимать» ненужную часть слова. Например, [«КОРЕНЬ» - « т ЕНЬ»] = КОР. Ну и для полного комплекта, конечно, можно применять для группирования скобки. И хотя это самый натуральный «математический» ребус, называть мы его так не будем, потому что под обычно понимают совершенно другое.

[«С» + («КОРЕНЬ» - « т ЕНЬ») + («ОЛЕНИ» - « к НИ ги ») +
+ « с ТО» + («ГОТОВАЛЬ ня » - « п АЛЬ ма ») +
+ «Ь» + «С ук » + « ма ЯК» + («ПОВОРОТ» - «ВОРОТ») +
+ («ХОДУЛИ» - «УЛИ тка ») + (« з АМОК» - «ОК но »)] =
= С + КОР + ОЛЕ + ТО + ГОТОВ + Ь + С + ЯК + ПО + ХОД + АМ =
= СКОРО ЛЕТО, ГОТОВЬСЯ К ПОХОДАМ!

Рассыпанный ребус

Обычно ребус разгадывается линейно слева направо буква за буквой, пока не прочитается слово или текст. Но что если слоги ребуса дополнительно перемешать? Такие ребусы сродни криптограммам. Помимо того, что нужно разгадать, что зашифровано рисунками, придётся ещё после этого восстановить их последовательность.

Сначала разгадываем картинки. [« т ЕЛЁН ок » + Ы]=ЕЛЁНЫ . На второй картинке Каспийское море [«МОР е »]=МОР . На третьей платье: [« п ЛАТ ье »]=ЛАТ . Буква «Ь» маленькая, поэтому скорее всего она стоит на «Д», а не «Д» стоит под «Ь»: [«Ь» на «Д»]=ЬНАД . Шахматный конь намекает на то, что обход рисунков надо производить «ходом коня» - буквой «Г». Где начинать - неизвестно, а заканчивать надо на клетке с книгой. [«КНИГА»]=КНИГА ? Странно. Ладно, потом подумаем. «П» - это «П». [«ЗУБ(231)»]=УБЗ . [«О» у «ЛУК»]=ОУЛУК. Что-то нечитаемое. Может быть, [у «ЛУК» - «О»]=УЛУКО ? Тоже непонятно. Пошли дальше. [«Ь» + «ЯД»]=ЬЯД . [«ЙЗ»]=ЙЗ, [«бУБЕ н »]=УБЕ , [« з АЯЦ»+Е]=АЯЦЕ .

Получаем табличку:

А теперь обратным ходом пытаемся восстановить ход коня, попутно пытаясь сцепить куски текста в нечто осмысленное. «ЕЛЁНЫ» - это скорее всего кусок от слова «ЗЕЛЁНЫЙ». Значит соединяем «УБЗ+ЕЛЁНЫ+ЙЗ». А «УЛУКО» хорошо дружит с «МОР»+«ЬЯД». Получается «УЛУКО МОР ЬЯД УБЗ ЕЛЁНЫ ЙЗ». Ничего не напоминает? :) В общем, получается «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе КНИГА!!!» И вовсе это, оказывается, не книга, а «ТОМ ». Обходить клетки надо вот так:

Ребус на иностранном языке

Ребус со словами, загаданными на иностранном языке, для иностранца будет обычным ребусом, а вот для «нашего» может стать довольно сложной головоломкой. Не оттого, что разгадывающий не знаком с иностранным языком, а из-за того, что нужно вначале догадаться, что слова в ребусе не русские.

[«DO g » + «Y» + « h OU se » + «PLA ne » + «Y» + «CHE ese » + « gla SS»] =
= DO YOU PLAY CHESS ?

Это было руководство, как разгадывать ребусы. Дальше можно почитать о том, .

Ссылки

    http://rebus1.com/ - Сайт, посвящённый ребусам. Тысячи ребусов с ответами, генератор ребусов. Правила немного отличаются, от описанных мной. Часто применяются замены и вычёркивания, прямые картинки, отдельные буквы, а также куски ребусов в виде шифров замены. Поэтому не все ребусы хороши. Но в целом сайт очень хорош.